среда, 4 апреля 2012 г.

Слово ребенку!


В кабинет логопеда вошла женщина, ведущая за руку мальчика лет шести. Мальчик явно не окончил какого-то разговора – его пришлось буквально волоком тащить в кабинет. Да и то, пока дверь была открыта, он еще успел чем-то насмешить кого-то, стоящего в коридоре.

- Доктор, куда мы только не ходили, никакого результата. Помогите. Как видите – она легонько подтолкнула ребенка к доктору - он заикается, хотя это ему не мешает болтать без умолку.

- Расскажите для начала, в чём дело, может что-то случилось?

- Да ничего особенного не было. Вроде говорил всегда нормально, он вообще у нас разговорчивый, дальше некуда. А тут – вот уже месяц – ничего не понимаю. Это ладно сейчас, маленький пока, а в школу – ведь задразнят, да и дальше…

Врач осмотрел ребенка, попросил произнести несколько слов. Когда мальчик говорил, слова путались на его губах. Он пытался помочь себе, жестикулируя, он набирал побольше воздуха, но чисто говорить не получалось.

- Я думаю, что он перевозбуждён. Для начала – вот вам рецепт на успокоительное, попейтесь, через пару недель приходите, - вынес вердикт врач.

Но и через пару недель ничего не изменилось…


Невеселая история, правда? Ребенок-то пока не понимает, в чём дело, но стоит ему пойти в школу… Эта история, если смотреть на неё с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, про мальчика с проявленным оральным вектором. Такие дети не могут молчать. И для того, чтобы говорить, им непременно нужны слушатели.


В садике или в детской компании «свободных ушей» у них всегда предостаточно. Дети слушают их, затаив дыхание. А они, польщенные вниманием (а ничего другого им и не нужно), рассказывают свои бесконечные истории. Даже если это истории выдуманные, звучат из их уст они как чистейшая правда – с невероятными подробностями. Но это – в детском коллективе, а когда дело доходит до взрослых – выдумки могут быть восприняты ими не очень-то хорошо. Как и неуёмная болтливость.

Традиционное наказание за ложь – битьё по губам. И родители, хотя бы раз допустившие подобное наказание для своего орального ребенка, серьезно рискуют сделать из него заику. Битьё, вообще, недопустимая мера воспитания, но у разных людей она вызывает разные последствия. В нашем случае это – заикание.

Поэтому, если ваш ребенок – именно такой – запомните – по губам его бить нельзя. А как же быть с его жаждой к говорению? Ведь он ни минуты не молчит. Здесь важно правильно направить его активность. Для того, чтобы понятнее было, как именно эту активность направлять, начнём с такого понятия, как видовая роль человека, обладающего оральным вектором.

Видовая роль оральника – во-первых, предупреждать криком других людей об опасности, и, во-вторых – разделять пищу на съедобную и несъедобную. В наше время это выражается, во-первых – в тяге к говорению, во-вторых – в особой чувствительности к пище. Сейчас мы коснёмся, в основном, речевой части этой видовой роли.

Если у человека есть какое-либо желание, это означает, что у него есть и возможности, врождённые способности для реализации этого желания. В случае с носителем орального вектора, его голос способен особенным образом влиять на других людей. Его всегда внимательно слушают. И говорит он всегда с огромным удовольствием. Для родителей детей с оральным вектором это означает, что нужно искать для такого ребенка занятия, предусматривающие использование и развитие его разговорных навыков. Например, запишите его на курсы ораторского мастерства.

Как быть с постоянной речевой активностью ребенка? Он постарается привлечь ваше внимание в любом случае – вплоть до того, что будет искусно врать, лишь бы вы его слушали. Если вы не будете давать ему говорить – затыкать, грубо говоря, вы не дадите ему нормально развиваться. И если битьё по губам, как крайняя мера наказания за враньё, вызывает заикание, то недостаточное развитие такого ребенка в говорении приводит к менее заметным, но тоже очень неприятным последствиям. Неприятным и для самого оральника, которому не давали нормально развиваться, и для его окружения.

Для того, чтобы дать ему говорить – подумайте – о чём вам было бы действительно интересно слышать от ребенка. И скажите ему об этом, выделите время, когда вы будете его слушать. Его нужно слушать – не присутствовать при нём, когда он говорит и заниматься своими делами, а именно слушать. Пусть даёт вам краткую сводку новостей за день, например. Пусть начитывает на диктофон книги, которые вы потом будете слушать. Узаконив его право на слово таким образом, вы окажете огромное положительное влияние на его будущее.

Развитый и реализованный оральник – это оратор, юморист, певец, комментатор, гурман, таланливый повар или сомелье. Неразвитый – патологический лгун, скандалист, кухонный сплетник или обжора. И во многом от родителей зависит то, кем именно станет их разговорчивый ребенок.

В этой заметке я рассмотрел основные понятия, которые позволят родителям детей с проявленным оральным вектором правильно понять своих детей и правильно их воспитывать. Оральный вектор – это огромная тема, и в будущих постах я непременно к ней вернусь.
Уважаемые читатели! А вам встречались такие дети?

Заметка написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

45 комментариев:

  1. для нашего уретрально-мышечного менталитета очень актуально
    у нас ведь всегда с подозрением относились к обладателям орального вектора:
    "Болтун - находка для шпиона", "собака лает - ветер носит"
    это не амеры с их tall talk
    а лучший ученик у нас до сих пор - тот, кто открывает рот по указке учителя и вещает только то, что написано в конспекте (или в учебнике)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, с подозрением относятся, не дают говорить, но надо понимать людей, иначе ведь дети страдают, как результат - несчастные взрослые, несчастное общество.

      Удалить
  2. Думаю, в воспитании детей очень важно не стричь, так сказать, всех под одну гребенку. Это называется еще: не корми меня тем, чего я не ем.

    Согласен с Александром: детей бить ни в коем случае нельзя. Битье детей - это абсурд! Хочешь ударить сына? Ударь сначала самого себя, но не так, а в десять раз больней. Ударил? Хорошо тебе? Получил удовольствие? Нет? Тогда почему же тебя как кретина подмывает поднять руку на ребенка? Ты идиот? Нет? Странно!

    Уж простите, если что не так, но я на самом деле считаю человека, бьющего ребенка, идиотом. Но если уж тебе так не повезло и ты такой вот идиот, почему при этом должен страдать ребенок?

    Для того, чтоб верно ориентироваться в том, как сформировать жизнь вашего ребенка счастливой, полезно посетить бесплатный тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Наберитесь терпения, дождитесь начала тренинга, и вы никогда не пожалеете о том, что на него попали. Многое из того, как воспитывать своего ребенка, как формировать ему счастливую жизнь, становится ясно родителям после тренинга.

    Ведь одно дело - воспитывать без рукоприкладства. Но на одной родительской любви счастья чаду не построишь, тому много примеров в истории есть. Нужно еще почувствовать, что вашему чаду нужно для счастья. Не всем дано. Но вот когда вы научитесь различать людей, дифференцировать их (а именно этому и учатся люди на тренинге по системно-векторной психологии), тогда вам станет доступна методика воплощения в жизнь счастья ваших детей. Вы сможете делать их жизнь наполненной радостью, удовлетворением и счастьем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласен! Нельзя всех стричь под одну гребенку, нельзя применять рукоприкладство в воспитании. Тренинг имеет огромную полезность. Спасибо за отзыв!

      Удалить
  3. Интересные практические советы вы даёте, спасибо! В классе у нас был такой мальчик. Что бы он ни говорил, все катались от смеха, прикольный такой, многих не помню ребят, а этого забыть невозможно, вот был болтун так болтун. Кстати, поваром работает)))
    (Ирина Каминская)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Значит нашёл себя тот мальчик, значит, не помешали ему. Как же его забыть-то, ведь его слова очень глубоко проникают в тех, при ком он говорит.

      Удалить
  4. Кстати, истории, начитанные таким ребенком на диктофон, можно обработать - могут получиться очень забавные истории, способные принести славу говорливому фантазеру. Спасибо за интересную идею :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это Вам спасибо за развитие моей идеи! Ведь, и правда, на диктофон он может записывать и свои рассказы, а не только результаты чтения. Надеюсь, наши идеи помогут в воспитании таких детей.

      Удалить
  5. У нас на работе ходит чисты оральник. Без заиканий, но с плохой дикцией. даже в КВН участвует) У всех аж уши вянут, когда он говорит, потому что он говорит, говорит, говорит, говорит... у меня была идея купить ему кляп, чтобы не отвлекал)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :-) надо его чем-то занять, КВН - уже неплохо. Но его не заткнуть, он даже с кляпом найдёт возможность разговаривать.

      Удалить
  6. блин... что-то у меня псевдоним тут странный. Это Вера Агибылова была)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Может кто-то на Вашем ПК зашёл в google, и Вы под его аккаунтом оставили коммент. Бывает :-)

      Удалить
  7. Всем родителям читать!

    Александр, - очень мне понравилось Ваше изложение тонкой темы воспитания оральных детей, - просто, системно, - о сложном. Понять ребенка, - это первое, что нужно сделать. Дать правильно развиться. Еще бы эти знания всем педагогам и врачам передать.

    Я смотрю на молодых мамочек, что причитают, когда не знают, почему ребенок так или иначе себя ведет, - в этот момент я думаю, - ведь никто из них понятия не имеет что правильно а что нет для их чада, они ведут линию воспитания наугад, или по опыту родителей. И это страшно. Я не преувеличиваю.
    Как говорит Юрий Бурлан на лекциях: "Если у птички родится птичка, тогда они смогут друг друга понять", - а ведь редко бывает, чтобы у птичек рождались именно птички (у родителей рождаются дети с совершенно отличным от родительского психическим содержанием).
    Однозначно, - самое важное знание в воспитании детей можно получить только в рамках Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

    Александр, продолжайте эту тему. И Ваших благодарных читателей станет еще больше. Тема очень важная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наталья! Мне очень хотело бы, чтобы мои скромные сочинения принесли людям пользу. Буду писать. С огромным удовольствием.

      Удалить
  8. Детки с оральным вектором! Особенно для мам, любящих тишину, настоящее испытание.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Во-во. Мой сценарий. Я неправильно воспитывала своего орального сына. Хорошо, что СВП вовремя вошло в нашу жизнь и я успела уже кое-какие промахи подправить, думаю, мы всё успеем.

      Удалить
    2. Конечно, испытание, но знание их особенностей, уверен, сможет сделать процесс воспитания гораздо приятнее.

      Хорошо, что вовремя, хорошо, что промахи удалось подправить.

      Спасибо за отзывы!

      Удалить
  9. Интересная идея с диктофоном. Любопытно, если в семье два "оральника", каково им друг с другом?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Должно быть, будет конкуренция за свободные уши. Им бы еще несколько слушателей. Вообще, тема интересная, надо поразмыслить над этим. Спасибо!

      Удалить
  10. Слова для орального ребенка - это и есть отдача миру. очень важно его слушать. Игнорирование не прекратить потока слов, но исказит смысл, вначале превратить в выдумку, а затем и в ложь. Какой смысл в правде ,если её не воспринимают?...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот именно. Это его, если глубоко смотреть, видовая роль. Сможет говорить, будут его слушать - разовьётся, а после пубертата будет шанс реализоваться. Не сможет - грустно тогда всё может сложиться.

      Удалить
  11. Ох, Александр, спасибо за животрепещущую тему! Доктора, не разбираясь, выписывают здоровым детям лекарства; родители, не понимая, шлепают их по губам (и по всему остальному); школа, не осознавая, высмеивает и наносит душевные травмы. Как еще наше общество живо - без знаний системно-векторной психологии? Непонятно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна! Конечно, не все доктора такие, кто-то пытается по-настоящему помочь. Я уверен, что доктора, овладевшие системно-векторной психологией Юрия Бурлана, смогут гораздо лучше помогать людям.

      Удалить
  12. Очень интересно,спасибо, Александр!
    Мне с развитым оральным вектором встречаться не приходилось, но несколько любителей поездить по ушам среди знакомых имеется... :) Что с ними, говорите, нельзя делать? По губам бить? :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алексей. Взрослого оральника бей не бей, всё равно не замолчит :-)

      Удалить
  13. N таки есть! Если есть желание, то непременно есть свойства, способные воплотить это желание в жизнь.Как говорится, Вселенная всегда откликнется на ваши желания. При достаточной развитости, конечно.
    Был у меня в детстве знакомый оральник- ох, такой славный мальчик!!! Надо повспоминать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, есть желание, есть и то, что удовлетворение этого желания обеспечит. Универсальный принцип. Повспоминайте, очень интересно!

      Удалить
  14. О, у меня дочка оральная! :)) Причем поорать тоже очень любила )) Ну - вокал, чтение стихов страницами, фантастические истории нон-стоп, мат, всякие редкие словечки (выискивала в словарях) - всё это мы проходили. Никогда по губам не били, ее дикцией я занималась сама - делали упражнения, так что всё отлично. Замечательно готовит! Есть к этому вкус, есть интерес придумывать новые блюда, варит соусы (сама сочиняет). В классе шут, душа компании, синхронный переводчик (если иностранцы приезжают). Маленькие дети ее обожают! :)) Готовы слушать часами и идти за ней, как за крысоловом. )) Так что... Всё может быть очень хорошо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У Вашей замечательной дочки прекрасная, глубоко понимающая её мама. Спасибо за интересный рассказ!

      Удалить
  15. Нет, мне такие дети не встречались. А вот взрослого одного знаю, долгое время была под влиянием его ораторского искусства - самого настоящего. Это, конечно, феномен. Но вообще я этого дара оральников побаиваюсь. Они ведь завораживают своим говорением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуй, не стоит их бояться, ведь они - такая же часть природы, как и все остальные. Важно, пожалуй, понимать - с какой целью они говорят. И тут уж держать ухо востро.

      Удалить
  16. Если не заниматься дикцией,то оральники шепелевят.Интересно,а картавость это тоже проблема оральника?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интересный вопрос, надо будет подумать. А как Вы посоветовали бы оральникам заниматься дикцией?

      Удалить
    2. Стихи читать, поговорки может быть.Хотя сама не знаю,выговорю я поговорку про те корабли,которые лавировали да не вылавировали.:)))

      Удалить
    3. По-моему, идея хорошая. Думаю, можно поискать специальную литературу по постановке речи. Но уверен, что если человек заикается по оральному типу, ему сначала нужно побороть заикание, а потом уже заниматься дикцией. Хотя, здесь всё зависит от каждого конкретного человека, вполне возможно, что это допустимо совместить.

      Удалить
  17. Да, эти оральники в развитом состоянии могут и насмешить, и вкусно приготовить, и удержать огромную аудиторию только благодаря своему природному качеству. А вот с неразвитыми÷совсем беда. Такие оговорщики, да к тому же без стыда и совести)))). Любой вектор требует правельного воспитания, чтобы потом, и сами дети и их родители не находились в страданиях.Ну и во взрослой жизни все окружающие, получали только удовольствие от встречи с развитыми людьми, а не наоборот. Александр, спасибо за хорошие рекомендации!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за рассказ! Неразвитость и нереализованность в любом человеке - беда. А оральник - он же ведь еще и очень яркий, заметный. Хочется пожелать представителям всех векторов отличного развития и реализации. Тогда и общество поднимется на более высокий уровень.

      Удалить
  18. Замечательная статья, Александр. Если позволите, я напишу вступительный текст и дам на нее ссылку, на одном из моих сайтов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана! Я не только позволю, я буду счастлив и безмерно благодарен Вам, если Вы расскажете о моей статье своим читателям. Любому пишущему человеку приятно, когда его материалами делятся с другими людьми. Спасибо!

      Удалить
  19. Я сама с оральным вектором и старший сын тоже - тут мы понимаем друг друга. В коллективе он - балагур, учитель на собрании сказал про него: "человек с невероятным чувством юмора" - смешит весь класс анекдотами, выдуманными на ходу историями, комментирует всех и вся на уроке, приклеивает ярлыки... Гурман, любит готовить вкусненькое, с 6 лет говорил, что станет шеф-поваром - купили поварской колпак, завели книгу для записи кулинарных рецептов, в 9-10 лет мог сам купить продукты и испечь блины, торт, булочки и т.д., красиво накрыть стол, угощать всех с удовольствием... Сейчас, в подростковом возрасте, не афиширует свое пристрастие к готовке (видимо стесняется), но вкусно поесть - любит :)
    Вот с дикцией у него не очень - Р так и не поставили и нет четкости в речи, но это ему не мешает хохмить :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Гульнара! Спасибо заинтереснейший рассказ. Я так думаю, с дикцией вполне можно поработать, есть ведь множество учебных курсов на эту тему. Если будет хорошее намерение, вера в себя - получится и дикцию подправить. Я вот вспоминаю себя в институте, группа на некоторых лекциях (там, где преподаватели позволяли подобное) делилась на две части. Одну заводил один мой одногруппник, другую, как я сейчас понимаю - я. Вот смеху-то было :-). Оральный вектор, однако.

      Удалить
  20. Вы меня извините,пожалуйста, я о себе. Кожный, звуковой, анальный, уретральный вектора. "Всё-людям, ничегошеньки себе", говорили ,что я "клубок противоречий", со мной трудно. А мне легко? И как жить, когда жизнь практически прошла? Это знание мне в наказание за грехи. Жила себе, ничего не знала- здрасте, вам!"-узнала!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Каждый из нас - в той или иной степени клубок противоречий. Но если знание далось - это огромный шаг к пониманию себя. Ведь жизнь - это не длинноты, не дни и часы, которые могут быть пустыми, а эмоции. Никогда не поздно наполнить жизнь счастьем. Понимание себя - это ключ к счастью.

      Удалить
  21. У меня сын такой. Пока маленький был, в люди невозможно было выйти. Болтал без умолку. В транспорте, когда мы заходили была гробовая тишина, а затем хохот. Реакция на моего балагура. Тяжело ему было в школе и в училище. Почти каждый день ходила туда, защищала, потому что не такой как все. Пыталась донести до педагогов знания психологии. К счастью вырос, сейчас работает поваром и сочиняет музыку. Со мной мало говорит, но подруга рассказывала, что видела толпу молодых людей, где мой что-то им втолковывал. Рада, что нашел себе уши.А знает он столько, что иногда взрослые столько не знают.
    И таких детей сейчас очень много.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина! Таким детям жизненно необходимо говорить. И их слушают, и они способны донести другим людям, очень глубоко донести, важные и жизненно необходимые вещи. Он еще и повар! Я нашёл в вашем отзыве множество жизненных свидетельств тому, о чём писал. Спасибо большое за рассказ!

      Удалить