пятница, 25 октября 2013 г.

Семинары и тренинги в Москве. Семь вопросов об эффективном самообучении


Многие хотят посетить семинары и тренинги в Москве. Правда сегодня, в век информационных технологий, совершенно неважно – где именно проводятся тренинги. Важно лишь одно: результат. Интернет уже многие годы используется как платформа для проведения тренингов, и такие дистанционные занятия по эффективности и по уровню пользы, которую они приносят учащимся, не особенно отличаются от очных занятий.

Чему можно научиться в интернете? Если говорить об учебных курсах, оформленных в виде дистанционных семинаров и тренингов, с уверенностью можно утверждать, что научиться на них можно многому. Причем – в самых разных областях знания. Мне приходилось учиться на таких курсах по двум основным направлениям. Это – компьютеры и психология.

1.    Откуда берется мотивация?
2.    Что заставляет учиться на дистанционных семинарах?
3.    Чем опасна любовь к учебе?
4.    Зачем тем, кто любит учиться, искать баланс между теорией и практикой?
5.    Как найти баланс между теорией и практикой?
6.    Если природной тяги к учебе нет, надо ли её развивать?
7.    Как учиться тем, кому интересна практика, а не процесс обучения?


Вот семь вопросов об эффективном самообучении, которые я хочу рассмотреть сегодня с применением инструментария системно-векторной психологии.


Откуда берется мотивация?

Пожалуй, главная особенность, с которой сталкивается каждый, желающий посетить дистанционные семинары и тренинги в Москве, или в любом другом городе, заключается в мотивации обучения. 


В обычном учебном заведении всё более-менее понятно. Здесь действуют сильные факторы внешней мотивации. Есть расписание, занятия, на которые нужно являться, есть преподаватель, который проверяет домашние задания и напоминает об экзаменах. Тут хочешь – не хочешь, а даже если внутренней мотивации маловато, учиться будешь. Конечно, учёба идёт гораздо лучше, если к этим внешним факторам прибавляются и внутренние факторы мотивации.

Среди таких факторов – интерес к предмету, желание изучить что-то для того, чтобы в будущем стать ценным специалистом. Кто-то будет учиться ради того, чтобы немедленно применить на практике полученные знания и попросту заработать на этом. У некоторых людей имеется врождённая тяга к учебе без особенных отсылок к будущему или к материальной выгоде, которые могут принести знания. Есть и люди, которые будут учиться лишь потому, что через учебу они надеются постигнуть смысл жизни, устройство мира.

Глубинную сущность всех этих факторов мотивации, а так же – многих других – легко проследить, используя системный подход. Если фактор мотивации можно определить, это означает, что он из чего-то «таинственного» превращается во вполне понятное явление. Тем, что становится понятным, можно управлять, мотивируя себя на учебу. Как результат – от учебы можно получить максимум пользы.

Что заставляет учиться на дистанционных семинарах?


Если вернуться к дистанционному обучению, то и те, кого учиться заставляют, преимущественно, внешние факторы, и те, кто учится по внутренним причинам, понимают, что учёба принесет им пользу. Но одного этого понимания недостаточно для того, чтобы начать и успешно завершить учебу.


Когда речь идёт о дистанционных семинарах и тренингах, внешние факторы мотивации крайне слабы. Никто не заставляет учиться. Поэтому, если человек понимает необходимость учебы, всё, что ему нужно для успешного обучения – найти достаточно веские причины для того, чтобы учиться.

В поиске таких причин очень хорошо помогает понимание собственных особенностей, которое можно развить на тренингах по системно-векторной психологии. Собственно говоря, всё, о чём я здесь говорю – результат применения инструментария системно-векторной психологии к проблеме дистанционного образования.


Рассмотрим некоторые особенности людей, которые, по своей природе, любят учиться.

Чем опасна любовь к учебе?


Людям, у которых присутствует тяга к обучению, по сути, нравится сам процесс. Им приносит удовольствие сам факт того, что они выполнили некое задание, освоили новый фрагмент учебника, получили хорошую (а лучше – отличную) оценку на экзамене. Это – обладатели анального вектора. 


Такие люди, если они не вполне понимают сути своих наклонностей, могут столкнуться с неприятной ситуацией. Причем, эта «ситуация» будет преследовать их всю жизнь.

Дело в том, что увлекаясь процессом, они могут совершенно не задумываться о практической полезности знаний. В результате может случиться так, что багаж знаний такого человека весьма велик, а вот практической пользы от них немного.


Зачем тем, кто любит учиться, искать баланс между теорией и практикой?


Итак, люди, которые любят и умеют учиться, не задумываясь обычно о практической пользе получаемых знаний – это обладатели анального вектора. Из таких людей, например, получаются отличные преподаватели. На подобной работе они чувствуют себя весьма комфортно. Преподаватели, если в структуре их личности присутствует лишь анальный вектор, не стремятся к практике. Но их природные способности позволяют им, во-первых, тщательно и глубоко разобраться с каким-либо предметом, а во-вторых – донести эти знания до учеников. 


Если такого человека вдруг выбрасывает из преподавательской среды в обычную жизнь, где, по сути, никому не интересно количество прочитанных книг, где нужен результат, ему приходится очень тяжело.
Подобное происходило в России в постперестроечный период, когда люди из академической среды попадали в обычную жизнь. Они либо приспосабливались (что для обладателей анального вектора весьма непросто), либо попросту погибали.

Причем, «погибали» как в прямом смысле, вымотанные ощущением безысходности и «никому не нужности», так и в переносном, запираясь в себе, уходя от мира, ожидая, что мир (скажем, в лице руководства учебного заведения, откуда их уволили) придёт к ним и, нуждающийся в их знаниях, позовёт их обратно. Но «мир» обычно не приходит и не зовёт. Человек всё глубже погружается в негативные состояния, и, фактически, погибает для мира.

Как найти баланс между теорией и практикой?


Решение проблемы поиска баланса между теорией и практикой, если человек применит к ней системное понимание собственной личности, выглядит достаточно просто. Этого не передать словами, но когда понимаешь себя, получаешь средства для управления собой, собственным состоянием, и, как результат, собственной жизнью. 


Наш «погибающий» при таком подходе «очнётся», трезво взглянет на ситуацию, получит актуальные и востребованные знания, например, на тех же дистанционных семинарах и тренингах, и сможет найти своё место в жизни. При этом он удовлетворит и свою тягу к учебе, и, корректируя своё поведение, сможет выйти на уровень практической применимости полученных знаний.

Собственно говоря, такое понимание позволит ему, приметив подходящий тренинг, найти в себе достаточно решимости для того, чтобы начать и завершить обучение.

Причем, если мы говорим об обладателе анального вектора, главная проблема для него – именно «начать». Если он начал дело, довести его до финала он сможет, но прежде чем начнёт – может собираться полжизни. Понимание своей природы сокращает «полжизни» до вполне приемлемых сроков.

Если природной тяги к учебе нет, надо ли её развивать?


А как быть людям, которые нацелены на практику, которым обучение, как процесс, не особо интересно? В структуре личности таких людей присутствует кожный вектор. Они, в вопросе «начать» и «закончить», начинают очень легко. Но далеко не всегда способны довести начатое до конца. 


Их отношения с дистанционным обучением складываются примерно так. Человек узнаёт о некотором тренинге. В его сознании вспыхивает череда образов, демонстрирующих выгоды, которые он может получить после обучения. Он начинает учиться, первые образы тускнеют, на горизонте появляется еще что-нибудь… Как результат – несколько первых занятий пройдено, тренинг заброшен, знания, которые могли бы что-то изменить в жизни этого человека, не получены, время потрачено впустую.

Если природной тяги к обучению нет, развить её не получится. Получится, если системно понимать себя, найти в себе такие рычаги, которые позволят не только начать, но и окончить обучение.

Получается парадоксальная ситуация, когда человек вполне понимает необходимость некоторых знаний, понимает, что его жизнь (заработок, например), улучшится после получения этих знаний, но заставить себя учиться не может. На самом деле, вся наша жизнь состоит из таких вот парадоксов. Мы можем либо списывать всё на судьбу или на «такой уж я человек», либо подходить к этому глубже, через понимание собственной природы. Там, где есть понимание себя, появляется и возможность управления собой.

Как учиться тем, кому интересна практика, а не процесс обучения?


Итак, как обладателю кожного вектора заставить себя учиться? Да очень просто: найти подходящий платный тренинг, оплатить обучение и начать учиться. 


Факт того, что за обучение заплачены деньги, не даст этому человеку так просто бросить учёбу, сославшись на занятость, не даст увлечься чем-то другим. Он, наоборот, постарается выжать из этого тренинга всё, что можно.

Не потому, что любит учиться или понимает, что ему понадобятся эти знания, а лишь потому, что за учёбу заплачено, и каждый рубль этой оплаты должен быть оправдан. Лучше – в двойном размере. Он будет посещать все дополнительные занятия, он завалит инструкторов вопросами… Как результат – он всё-таки получит те знания, которые иначе не получил бы.

Выводы


Здесь мы рассмотрели некоторые аспекты взаимоотношения обладателей анального и кожного векторов с дистанционными учебными курсами. Это – лишь пара простых примеров. Системно-векторная психология оперирует моделью из восьми векторов, их сочетания дают множество разнообразных картин внутреннего устройства психики человека.

Я уже довольно давно интересуюсь системно-векторной психологией и могу с уверенностью говорить о том, что человек, системно понимающий свою природу, и понимающий, что ему нужно чему-либо научиться, сможет найти верный подход к себе. Подход, который позволит начать обучение, завершить его и превратить теорию в практику.

Заметка написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана


2 комментария:

  1. Действительно, в поиске "рычагов" важно определить те, который подойдут к механизму собственного организма. И тут, конечно, без системного понимания не обойтись.

    ОтветитьУдалить
  2. А когда меня бросил муж, я осталась с двумя детьми. Тоска невыносимая. Но я нашла в себе силы, когда перешла на сайт Фатимы Евглевской: http://fatimagiya.ru/ . Так я познакомилась с этой великой и сильной ворожеей, а дальше она качественно сделала свою работу. Муж вернулся, мы помирились, и с тех пор растим наших деток в любви и радости.

    ОтветитьУдалить