вторник, 13 марта 2012 г.

Золотая медаль для непоседы


Родительское собрание в 5 «А» только что закончилось. Классный руководитель – Мария Ивановна -  обратилась к маме одного из детей, Васи, попросила ее остаться.

- Ваш мальчик слишком подвижный, не усидит на месте, - начала Мария Ивановна разговор.

- Да он с детства такой непоседа, - ответила мама Васи.

- Учится он неплохо, но можно бы и получше. Усидчивости ему не хватает. И знаете еще что – только между нами…

Мама Васи побледнела и сжала в руках носовой платок.

- Он другим детям конфеты и жвачки продает! Это в пятом-то классе! Вы что, денег карманных ему недостаточно даете?

Мать Василия отвела глаза.

- Достаточно даем… Даже не знаю, в чем тут дело. Он и дома непоседливый, всё бегает да по деревьям с друзьями шастает. Но чтобы торговал… Вот вы, как педагог с тридцатилетним стажем, скажите мне, что с ним делать?

- Я, конечно, советовать не могу, но скажу – будьте с ним построже. Отца подключите, в конце концов. И отведите к врачу, может таблеток пропишет, чтоб поспокойнее был.  Вот вам телефон.

Мать Васи вернулась домой с неважными новостями. Подошла к мужу, тот сидел за кухонным столом и чинил соковыжималку.

- Андрей, только ты не нервничай, про Васю нашего говорили сегодня в школе. Учительница заметила, что он спекулирует, сладости детям продает, да и непоседливый, мог бы лучше учиться…

- А чего мне нервничать. В моей семье еще спекулянтов не было. Взрослый он больно стал. Ремня пора ему дать.

- Андрей, может не надо ремня… Учительница сказала, можно к врачу, таблетки пропишут…

- Хочешь – веди к врачу, а я вижу, что пора ему мужского воспитания попробовать, а то всё бабские штучки – таблетки, да нюни распускать.


Незавидна судьба Васи, не так ли? Он – подвижный, живой мальчик, имеющий, к тому же, предпринимательскую жилку. А его хотят, во-первых, воспитывать ремнем, во-вторых – заглушить его природные свойства лекарствами. Конечно, и учительница с тридцатилетним стажем, и отец Васи видят ситуацию через себя. Как их воспитывали, так и они будут воспитывать. В случае с Василием такое воспитание крайне губительно отразится на нём.

Давайте разберемся. В терминах системно-векторной психологии Юрия Бурлана, Вася – яркий представитель ребенка с проявленным кожным вектором. Такие дети непоседливы. Они могут одновременно делать много дел, многое успевать, но к качеству не стремятся. Идеально выполнить какое-либо дело – это не самоцель для них. Если поручить кожнику уборку – он её сделает, но не будет стремиться вытереть пыль на всех дальних полках и отодвинуть кровать, чтобы за ней пропылесосить. Как же быть? Можно подумать, что кожник обречен, например, на среднюю успеваемость в школе. Но это не так. Всё дело в правильном подходе к нему.

Разумные ограничения - путь к успеху

Дети с кожным вектором прекрасно воспринимают запреты и ограничения в качестве воспитательной меры. Надо наказать кожного ребенка? Ограничьте его. Например, провинился – вечером не идешь гулять.

Если вы что-то ему запрещаете – не ограничивайтесь кратким «нельзя, потому что я так сказал» - объясните ему подробно – почему нельзя. Дело в том, что кожные дети – прирожденные лидеры – при правильном развитии и при правильно построенной системе ограничений они смогут, в будущем, руководить другими людьми.

Если рассматривать иерархию современной компании, то вершина иерархии для кожника – не президент, а один из высших менеджеров. Он отлично воспринимает иерархические отношения, умеет организовать других и правильно воспринять команды «сверху». Если пойти дальше – в наиболее развитом и реализованном состоянии кожник, во взрослой жизни, предстает перед нами в виде законотворца. Обратная сторона – недостаточное развитие и реализация – вор, нарушитель закона.

Договор с ребенком

С кожным ребенком можно и нужно договариваться. И не считайте «договор» с ребенком чем-то противоестественным. Например, из него вполне можно сделать отличника. Но ни в коем случае не жёсткими мерами. Они, без преувеличения, искалечат ребенку жизнь.

Если вы хотите, чтобы ребенок, который может учиться на отлично, но из-за своей чрезмерной подвижности, неусидчивости, этого не делает, стал бы, всё же, отличником. Оцените обстановку и продумайте систему материальных поощрений для такого ребенка. Классический пример – окончишь четверть на пятерки – получишь велосипед.
Включите фантазию. Например, таким стимулом может быть банковский счет, на который при успешном окончании четверти попадёт энная сумма, что, в конце года даст, например, тот же велосипед, а при неуспешном – что-то с этого счета снимется. Подобный подход больше хорош для мальчиков. Девочкам (позволю себе заглянуть в темы будущих публикаций), в частности – кожно-зрительным девочкам – подарком к концу успешно завершенного учебного года может стать прекрасный фотоаппарат и путешествие куда-нибудь в заморские страны. Важно, чтобы ребенок чувствовал, как его труд постепенно превращается в нечто такое, чего ему хочется. Он будет учиться не ради пятёрок и не ради похвалы, а ради того осязаемого и оцениваемого им результата, который получит за хорошую учёбу.

Хотите, чтобы ваш непоседа получил золотую медаль? Придумайте ему соответствующую систему поощрений. И он её получит.

Кроме того, кожного ребенка важно приучить к дисциплине (он прекрасно ее воспринимает), к режиму дня, занять его спортом. Например – бегом.

Ужасные последствия ремня

Жёсткие меры воспитания (ремень, как мы поняли из разговора родителей Василия) приведут к ужасным последствиям. Любым детям битьё противопоказано, но на разных детях оно отражается по-разному. Наш Вася, если его начнут бить, будет воровать. Таким образом он выполняет архетипичную функцию обладателей кожного вектора. За подробностями обращайтесь в библиотеку портала http://www.yburlan.ru. 

Кража – сначала мелкая, потом, если привыкнет – покрупнее – помогает ему получить чувство защищенности, сбалансировать биохимию головного мозга. Если ребенок не чувствует защищенности, комфорта, в семье (а битьё кожного ребенка – верный способ добиться такого дискомфорта для него) – он попытается выровнять своё состояние. Кожник будет воровать. Один из примеров такого поведения приведен в этой заметке.

Учительнице – педагогу старой закалки, да и родителям, могут показаться ненормальными «спекулятивные» наклонности сына. В данном случае здесь нет ничего противоестественного. Кожники такие по природе, и если он в пятом классе уже занялся предпринимательством – подумайте – как поддержать эту его склонность. Например, сейчас постоянно проводятся всяческие конкурсы бизнес-проектов для детей – направьте его в правильное русло. Подготовьте вместе с ним бизнес-план. А если этот проект выиграет какой-нибудь грант на развитие – это будет потрясающим вкладом (и в прямом и в переносном смысле) в развитие вашего ребенка. При правильном подходе из него вполне может вырасти замечательный бизнесмен.

Идея накачать ребенка успокоительными – это идея ужасная. Никакой пользы от этого не будет. Ребенка нужно понять и правильно к нему относиться, а таблетками делу не поможешь.

Выводы

Итак, к чему мы пришли в итоге. Кожные дети прекрасно воспринимают разумные ограничения. С ними можно договариваться, создавая некую систему материальных поощрений. Если вы будете соблюдать договор – ребенок тоже будет делать то, о чем вы договорились. При правильном подходе из ребенка вырастет отличный бизнесмен, менеджер, военный, он прекрасно будет встраиваться в любую иерархию взаимоотношений. При неправильном воспитании мы получим вора, мазохиста, неудачника. И если вы – родитель кожного ребенка – подумайте – кем вы хотите его видеть и сделайте правильный выбор.

Здесь мы говорим лишь о некоторых особенностях, которыми наделяет ребенка кожный вектор. Эти особенности являются базовыми при воспитании таких детей, но очень интересно влияют на них другие вектора. Например, кожно-зрительные мальчики (и девочки) – это совершенно особые дети. О таких детях мы поговорим в будущих публикациях.

Уважаемые читатели. А что вы можете сказать о воспитании таких детей?

Заметка написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

24 комментария:

  1. Непоседливый, шустрый ребёнок - ночной кошмар учителя с ...цатилетним стажем. Сама-то она все ..цать лет отсидела спокойно. Учитель, предложивший таблетку, подлежит административному взысканию.Только для принятия решения об обращении к врачу-специалисту, психотерапевту, должны в школе собирать психолого-педагогическую комиссию и коллегиально выносить решение в виде СОВЕТА родителям. Сейчас таких детей ОЧЕНЬ много, гораздо больше, чем было при советской власти. Поэтому старым учителям с ними работать трудно. Есть методики, позволяющие обучать таких детей достаточно успешно. Просто учителям неохота напрягаться, да и замученные они ужасно.
    Ирина Каминская

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ирина, вопрос непростой. Но его надо решать. Иначе ведь и детей калечат, и учителям тяжело. И родители не поймут - что им с ребенком делать. Воспитывают через себя, а результаты нередко плачевными получаются. Спасибо, что так подробно рассказали о механизмах сбора комиссии. Мне хочется верить в то, что ни один учитель, только, скажем, потому, что его знакомый врач "неплохо" лечит таких детей, не будет отправлять их туда. Но ведь и то, что я у себя написал, вполне возможно... Особенно у нас, в России. Как ни грустно это осознавать. Мне еще очень хочется надеяться, что родители подобных детишек прочитают ваш комментарий и будут знать, что советовать им обращение к врачу должен не учитель, практически в частном порядке, а комиссия, что не будут травить детей совершенно ненужными им лекарствами. Спасибо!

      Удалить
    2. Жаль, что многие родители с анальным вектором не понимают своих детей с кожным и воспринимают их как маленьких себя, то есть хотят чтобы ребенок был таким же. Бить кожника ремнем - вырастет вор. Знаю такие примеры из жизни. Все совершенно точно сходится. Родителям сложно это понять, опираясь новому знанию, новое для них, видите ли, не авторитет. А представьте, что ребенку музыканту закроют уши берушами и отправят играть - будет ли у него стресс? Ничего не получится? Тоже самое с детками, природные задатки которых в коже - быстрые, гибкие, оперативно действующие, непоседы. Может не совсем удачный пример, но все же. Кожный вектор - его направление в жизни, нельзя уничтожать эти задатки ремнем.
      Да это же золотой ребенок! Если правильно воспитать, пересилить свою ригидность и пойти таки на тренинг по Сисиемно-векторной психологии. Спасибо, Александр! Зная жизненные примеры когда ремень приводил к воровству, мне очень хочется, чтобы максимально много родителей задумались, читая эту заметку.
      Иванна Ундер

      Удалить
    3. Иванна! Спасибо! Родители должны правильно понимать ребенка, а не пытаться видеть его через себя. Это даст ребенку возможность вырасти полноценно развитым. То же самое, ведь, и для всех остальных сочетаний характерно.

      Удалить
  2. Без базовых знаний СВП только гадать и если вектора совпадут родителей и ребенка, однако природа устроена не так просто

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Евгения! Вы абсолютно правы. Угадать тут невозможно. И родители не станут гадать. "Меня так воспитывали, и я так буду". В итоге - страдают дети. Родители должны знать принципы системно-векторной психологии - тогда воспитание в семье перейдет на совсем другой уровень. Ведь здесь мы касаемся, в сущности, лишь одной проблемы - последствий в виде воровства. А плоды неправильного воспитания - это ведь все те проблемы, которые нас окружают. От лёгкой стеснительности ребенка до массовых самоубийств.

      Удалить
  3. Спасибо, Александр, отличная статья! Учителя и родители пытаются за счет будущего детей решить свои проблемы, а вернее - устранить ребенка как назойливую помеху. Чем им вернется этот бумеранг, Вы отлично описали. Я могу сказать, как мать кожно-зрительной девочки, что действительно договариваться, применять систему поощрений и ограничений - самое лучшее. Ребенок адекватно реагирует и более того, старательно соблюдает. Пример: дочка у няни отказалась смотреть телевизор, потому что она наказана, мама на три недели запретила телевизор смотреть. Это было давно, сейчас ТВ неактуально, сейчас самое ужасное наказание - запрет на компьютер. При этом у нее свой ноут, лежит в ее комнате, но она выдерживает этот запрет целую неделю. Героически, надо сказать. :) Вот так закаляются кожники! Кстати, я не возражала, когда она за деньги писала одноклассницам программы по информатике и сама ей даю иногда подработать, если есть подходящий заказ по копирайтингу. Естественно, своим гонораром она распоряжается по своему усмотрению, и как же нам приятно, когда она покупает на часть гонорара какой-нибудь вкусный сюрприз для всех! :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за прекрасное дополнение к материалу. Вы воспитываете замечательную дочь! Ей очень повезло с родителями. Как хорошо она воспринимает ограничения, действительно героически. И с материальной стимуляцией очень здорово вышло. И растет девочка доброй и сопереживающей (не стала бы иначе вкусными сюрпризами радовать), и по-кожному собранной и организованной. Спасибо!

      Удалить
  4. Ответы
    1. Юлия! Рад, что статья получилась интересной. Надеюсь, родители таких детей почитают и смогут лучше находить с ними общий язык. Спасибо!

      Удалить
  5. "С ними можно договариваться, создавая некую систему материальных поощрений."
    Это очень удобно и соблазнительно для родителей, однако важно не перегнуть палку, иначе можно получить маленького вымогателя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Александр!
      Анальный вектор во мне страшно возмущен: какая система материальных поощрений?! А родителей кто поощряет за то, что они делают по дому работу? Почему отпрыск должен быть в привилегированном положении? С чего вдруг?! Это в учебе еще можно как-то поощрять (и то, он, в смысле ребенок, вообще для кого учится?!). К примеру, закончишь год с очень хорошими отметками - получишь велосипед новый. Но это не система, по большому счету, это разовые награды.
      Короче, бизнесмена или менеджера у меня вырастить похоже не получится... :)
      А насчет военных кожников... Я вот на этом месте немного смущен. :) Как-то бизнесмен, менеджер, юрист - это да, вписывается. А вот современного военного кожника я себе не очень представляю. Прапорщик, что ли? :)

      Удалить
    2. Алексей, хоть и возмущён :-), но надо подумать не через себя, а увидеть мир через ребенка, если он кожник. Это не привилегированное положение. Каждый ребенок ведь индивидуален, к каждому нужен свой подход, но общее направление в воспитании кожных детей именно так и должно выглядеть. Ну если не будет он учиться ради похвалы. Тут целая система мотивации нужна. И в силах родителей сделать так, чтобы и в "торговлю" это не превращалось, и результаты давало. Кожник в армии - кто угодно - исключая, пожалуй, самых высших чинов. Отлично воспринимающий систему ранжирования, дисциплинированный и умеющий дисциплинировать. Чёткий, точный, хорошо видящий траекторию полёта пули (в самом широком смысле). Нужно ведь учитывать, что в этой заметке я не касался кожников с верхом, смешений с другими векторами - там всё еще интереснее, но и сложнее. Спасибо за отзыв!

      Удалить
  6. Какая же у нас закостенелость в воспитании и дома и особенно в школе. Старые методы уже не работают, новых пока нет. К тому же все последние изменения в школе не принесли ничего хорошего и это тоже заставляет учителей воспринимать нововведения без восторга.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина! Для правильного воспитания родители (и учителя) должны либо обладать невероятным, просто фантастическим, чутьём, глубоким видением ребенка, и применять это знание, либо - знать - как правильно обращаться с ребенком. А такое знание - это системно-векторная психология. Будем надеяться, что те, кто имеют дело с детьми, научатся правильно с ними работать.

      Удалить
  7. Интересный термин Вы тут используете. Я по образованию педагог (хоть практически и не работала), но подобного термина не встречала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксения! Я пользуюсь здесь терминологией системно-векторной психологии, кожный вектор - один из таких терминов. На самом деле - там большая система терминологии, если заинтересовались, можете заглянуть в библиотеку портала yburlan.ru. Там есть базовые материалы для тех, кто не знаком с СВП.

      Удалить
  8. Ольга Чугурян17 марта 2012 г. в 01:41

    Ох уж этот кожный вектор. Я со своим 4-х летним надоговаривалась. Теперь чуть что прошу, он в ответ: " А ты мне за это что-то купишь?" А когда ему надо, заявляет: "Купи мне эту игрушечку, а я за это в обед посплю!" Пытаюсь воззвать к его совести и сделать упор на анальный вектор. Постепенно удается все лучше избегать конфликтных ситуаций. Системно-векторная психология - это чудо. Как без нее жить теперь даже и не представляю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга! Да, сложно теперь представить как обойтись без системно-векторной психологии. Это отлично, что удается нормализовать общение. Ведь современные люди многовекторны, в итоге - с ними, конечно же, не так всё просто. Скажем, анально-кожно-зрительный ребенок - это совсем не то, что простой, скажем так, "условный" кожник, о котором я пишу. Но такая линия поведения, которая у меня описана, и для него может быть полезной. Например, стимулировать его и похвалой, и, если это что-то особенное - чем-то материальным. Найти разумный баланс и сделать себя и своего ребенка счастливыми. Спасибо!

      Удалить
  9. Некоторое время назад я бы не поверила в то, чтоучителя могут предложить сводить ребёнка к врачу и попоить его таблеточками, но... Зашла как-то в художественную школу, там моя давняя приятельница работает. Так вот сидит она и на полном серьёзе обсуждает проблему гиперактивности детей, что дескать в США это психическое заболевание, которое надо лечить таблеточками.На моё возмущение по-поводу подобного подхода они все хором ответили "А ты с ними работаешь?" Все мои доводы они пропускали мимо ушей. И как-то мне страшно стало а детей...
    Галина Некрасова

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина! Спасибо за ценное дополнение к материалу. Всё хотят решить неким чудодейственным средством. Часто таким средством считают лекарство. У меня волосы дыбом становятся, когда представляю, как детей поят успокоительными и всякими другими препаратами. Гиперактивность! Правильный подход нужен, есть такие методики (выше Ирина Каминская писала об этом, кстати), но это сложно - легче свалить всё на таблетки, а еще легче, популярнее - сказать "Вот в Америке - там их лечат". Вообще - нельзя даже пытаться примерять порядки, принятые в одних странах, к другим, а когда это касается детей - то это просто преступление против человечества, против будущего. Будем надеяться, однако, что общество поймёт наконец-то, как выращивать здоровых и счастливых детей.

      Удалить
  10. Я согласна с вами, Александр!
    Бить нельзя. Кожников нужно мотивировать и они тогда горы свернуть. Люди с развитым кожным вектором прекрасные продавцы.

    У меня гиперактивный сын. И есть немалые проблемы в школе. Ничего страшного. Я перестроила и учителя и в классе разобралась немного ))) Так что таблеточки пусть сами пьют.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена! Вы просто замечательно поступили! Правильно! Тех, кто собирается забивать детскую психику транквилизаторами - самих на таблетки!

      Удалить
  11. Елена Сенькевич22 марта 2012 г. в 21:48

    Я могу сказать, что все верно описано. Только проблема в том, что знаний не хватает ни учителям, ни родителям. Но все уверены, что они прирожденные воспитатели и лучше знают, что нужно их детям. Вот и уродуют детей, воспитывая их через себя. Спасибо за хорошую статью

    ОтветитьУдалить