среда, 1 февраля 2012 г.

Любовь и сострадание: броня для детской психики


В предыдущей заметке мы говорили о том, как разрыв эмоциональной связи с домашним питомцем может навредить зрению ребенка. Тема материала развернулась в комментариях. Мы с читателями обстоятельно поговорили о том, как правильно наладить взаимоотношения детей и животных. 

Но домашние животные – это лишь небольшая часть мира, который окружает зрительных детей, и, надо отметить, часть не самая главная и не самая опасная. Сейчас мы поговорим о некоторых глубинных особенностях детей с проявленным зрительным вектором, и о том, как в свете этих особенностей их правильно воспитывать.

Истоки зрительных страхов

Для того чтобы понять особенности зрительного ребенка, обратимся к исследованиям в рамках системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Начнем с такого важного понятия, как видовая роль людей со зрительным вектором, в частности – девочек, в первобытной человеческой стае.

Зрительные девочки (точнее – кожно-зрительные, но это – отдельная большая тема), выполняли важную функцию. На охоте или на войне они были дневными охранниками стаи. В мирное время они воспитывали детей.

Первобытная стая жила в саванне, леопард или другой хищник, прекрасно мимикрировавший под окружающий ландшафт, был незаметен для обычных людей – до тех пор, пока не делал финальный ход и его добычей не становился один из членов стаи. А человеческая группа должна выжить любой ценой и продолжить себя во времени. Потеря членов – тяжелейшая утрата.

Природа, наделив зрительную девочку возможностью наслаждаться красотой окружающего мира, дала ей способность заметить скрывающегося леопарда. Девочка видела его, пугалась и предупреждала стаю об опасности.

Она сама очень боялась леопарда. Но не пятнистая шкура зверя и не его клыки пугали ее. Боялась она смерти. Этот страх смерти заставлял ее не только вскрикивать, когда она видела опасность, но и выделять особые вещества – феромоны страха. Именно запах, в первую очередь он, а не беспокойный крик, заставлял стаю спасаться бегством.

Увидеть хищника, испытать сильнейший испуг и тут же предупредить об этом других людей – для того, чтобы все это произошло как можно быстрее, зрительник обладает большой эмоциональной амплитудой. Только что все было хорошо, счастье, красота, любовь, и – за доли секунды – страх, страдание. Сегодня нам нет нужды спасаться от хищников, но склонность к быстрой смене эмоциональных состояний у людей со зрительным вектором осталась. Два пограничных эмоциональных состояния, в которых могут пребывать такие люди – это страх и любовь. Конечно, существует и масса промежуточных «остановок».

Страх – это страх за свою жизнь. Страх люди испытывают внутри себя. Когда страх выводится наружу – он превращается в сострадание, сопереживание ближнему, и, в итоге – в любовь. Именно вывод наружу своих чувств, создание эмоциональных связей, позволяет зрительникам переходить от состояния страха к состоянию любви.

Зрительные дети пытаются создавать эмоциональные связи, в первую очередь, с родителями. Сильная эмоциональная связь, сопереживание, выносит страх наружу, превращает его в сострадание, и, в конечном счете, в любовь. Не получается с родителями? Тогда приходится переключаться на собак или хомяков, или, в самом безрадостном случае, на игрушки.

Страх смерти – это один из страхов, который с древнейших времен живет в людях – носителях зрительного вектора. И серьезный урон зрительным детям, не только урон зрению, может принести все, что имеет отношение к смерти, особенно – в том случае, если дети не готовы к встрече с ее проявлениями. Ребенок в состоянии страха особенно подвержен негативным влияниям.

Кроме того, такие дети боятся темноты – в темноте ведь ничего не видно, их основной сенсор не получает информации, в результате – страх и потребность в вынесении этого страха наружу. Потому и спят зрительные дети с плюшевыми медведями, с которыми им не так страшно, потому потеря этих самых медведей может тяжело сказаться на детской психике.

Развиваем сострадание и любовь у ребенка

Если в вашей семье растет зрительный ребенок – оградите его от всего, что связано со смертью. Похоронная процессия, невольным свидетелем которой может стать ребенок, не готовый к такой встрече, может навсегда искалечить его психику.  Конечно, в полной мере, как и от разрыва эмоциональных связей, от проявлений смерти ребенка не оградить. Как же быть? Нужно с раннего детства развивать у ребенка любовь и сострадание к ближнему. Как развивать? Например, через правильно подобранные книги.

Люди с проявленным зрительным вектором предрасположены к чтению. И задача родителей – как можно раньше научить такого ребенка читать. Сделать это довольно просто. Во-первых, зрительные дети отличаются прекрасной обучаемостью. Во-вторых, за счет способности к сопереживанию, они готовы часами слушать истории, которые читают им родители. В определенный момент, скажем, года в четыре, такой ребенок будет настойчиво просить почитать ему что-нибудь. Будет ходить за вами с книжкой. Не отказывайте ему, но постепенно начинайте находить поводы для того, чтобы не читать – например, пять дней в неделю читайте перед сном, а два – нет.

Когда желание ребенка достигнет пика – предложите ему научиться читать (если он сам раньше не попросит вас об этом). И вот, зрительный ребенок в четыре с половиной-пять лет научился читать. И что теперь? Пусть читает все подряд? Нет, конечно. Да и то, что вы ему читаете, нужно тщательно выбирать.

Напомню – древний страх зрительных людей – это страх смерти. А теперь вспомните большинство популярных детских сказок, которые, казалось бы, нужно читать ребенку. Колобок. Волк и семеро козлят. Три поросенка. Красная шапочка. Множество сказок, где нам встречается Баба-Яга. Сказки – это отдельная большая тема, сейчас хочется лишь отметить, что те несколько популярных сказочных тем, о которых написано выше – это страшные сказки, в частности – это сказки о каннибализме. Они развивают страх – страх быть убитым, съеденным, но не сострадание и любовь.

Такие сказки зрительным детям читать нельзя. Что же им читать? Все то, что вызывает сострадание, все то, что развивает в них любовь к ближнему.

Например, «Девочка со спичками» Ганса Христиана Андерсена. Не стоит бояться детских слез, которые может вызвать такая трогательная сказка. «Ну почему же ее не пустили погреться к большой печке, почему не угостили гусем? Вот я бы, я бы пустила, я бы угостила, я бы не дала ей замерзнуть», - так реагирует ребенок на эту сказку. И, действительно, научившись состраданию через сказку, он и окружающим людям будет сопереживать, чувствовать ценность их жизни. Слезы сострадания будут лишь на пользу зрительному ребенку.

И если ребенок, который начал читать в пять лет, лет в восемь встретится с гибелью хомяка – это не введет его в безумное состояние, грозящее потерей зрения. Да и другие опасности, способные поломать жизнь неразвитым зрительным детям, такому ребенку будут нипочем. Поплакала бы наша Лена, попавшая в прошлой заметке на прием к офтальмологу, над «Девочкой и спичками», у нее было бы больше шансов пережить гибель питомца без физических и психических травм.

Конечно, даже если ребенок развит, никто не отменял нормальных отношений с родителями, кроме того, есть много интересных особенностей в воспитании мальчиков и девочек. Об этом мы еще поговорим. Да, уважаемые читатели, а какие сказки, трогательные, призывающие к состраданию и любви, вы посоветовали бы зрительным детям?

Заметка написана по материалам тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана.

107 комментариев:

  1. "Гадкий утенок", вот не знаю насчет "оловянного солдатика" - там все умерли в итоге.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оловянный солдатик, как мне кажется, можно. Они умерли, но как все это трогательно было. Лишь бы в сказках не было каннибализма.

      Удалить
    2. Тематику смерти вовсе не стоит полностью исключать из "зрительного" книжного рациона. Они должны учиться сострадать чужой смерти, а не бояться её...

      Удалить
    3. А тематику смерти и не исключить, и не нужно исключать. Главное - воспитать правильное отношение к смерти. Одно дело бояться смерти, другое - сострадать.

      Удалить
  2. Я своим детям читаю сказки Джани Родари. Гениальный сказочник - герои его сказок так похожи на наших детей. И ситуации весьма жизненные прописаны. И все с хорошей концовкой, что очень важно для ребенка со зрительным вектором. Правда, сынок у меня со звуком - приходится изрядно попотеть, чтобы его заинтересовать. Любимая книжка - энциклопедия.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отличный выбор! Очень добрые сказки. Только я размышляю теперь - даст ли добрая, мягкая сказка нужную эмоциональную раскачку ребенку, вызовет ли выход страха наружу, превратив в сострадание и любовь? Такие сказки, безусловно, нужны зрительному ребенку. Но, может быть, наряду с такими замечательными вещами, какие писал Джанни Родари, нужно ребенку иногда предлагать и что-нибудь посильнее - ну, как "Девочка и спички"?

      Удалить
    2. Да, Александр, согласен. Жанр для сострадания - драма! Конечно, для ребенка нужна легкая драма. Но там, где есть возможность сострадать персонажам)!

      Удалить
    3. Да, сказки и рассказы необходимы и сострадающие и такие, в которых есть место для фантазий. Зрительные дети такие фантазеры! И это тоже развивает.

      Удалить
    4. Я думаю нужно поэтапно, вначале какая то средняя по сопереживательности сказка, потом уже, например, "девочка со спичками", позже французская классика, а там и до русской классики недалеко...

      Удалить
    5. Прекрасная мысль про поэтапность введения сказок. Важно еще, если ребенок научился читать, убрать подальше всю неподходящую литературу, по крайней мере до тех пор, пока правильные книги не научат его состраданию.

      Удалить
    6. еще говорят у мадонны отличные детские сказки.. английские розы сборник зовется
      вообще это очень важно для зрительных людей, гуманизм развивает, также можно им советовать в театральные кружки идти, выносить сострадание наружу

      Удалить
    7. Для детей постарше "Маленькая принцесса" Ф. Бернетт и "Хижина дяди Тома" Гарриет Бичер Стоу.. Хотя я и малышам читала, рыдали вместе в три ручья. Потом с месяц с рисунками ходили, делились впечатлениями. Даже совсем маленьким читаешь, не запоминают, но в психическом-то откладывается.

      Удалить
    8. Да, слышал про сказки Мадонны, должны быть, действительно, хорошими. И театральные кружки, и домашний театр - прекрасная идея.

      "Маленькая принцесса", к сожалению, не читал, "Хижина дяди Тома" - очень сильно.

      Тина, вашим малышам повезло!

      Удалить
  3. по моему, можно почитать "Снежную королеву"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сказка хорошая, но, пожалуй, нужно ее давать уже достаточно развитым зрительным детям. Все же, там немало страшного, способного ребенка напугать. Хотя сказка, безусловно, очень трогательная. Многоплановое произведение, непростое, одним словом.

      Удалить
    2. Я помню хорошие и добрые сказки были у Туве Янссон, про муми-троллей. Целая толстая книжка, которую я прочитал наполовину сам, но это была вторая половина, первую половину читала мама. Вообще про сказки воспоминания остались яркие до сих пор, причем именно эмоциональные такие. Диван, книжки, мама )) Смешно. Как завороженный слушал. Это конечно глубокие отпечатки оставляет, так что предмет самый серьезный.

      Удалить
    3. Про муми-троллей я, помню, читал в детских журналах. Кстати, появилась идея. Помню, в детстве много читал эти самые журналы. "Мурзилка" и "Веселые картинки" приходили каждый месяц, их приносили в почтовый ящик - и это было невероятное счастье - получить новый номер. По-моему, там практически все было тщательно подобрано, практически все было интересным и добрым. Собственно, интересно узнать - в каком состоянии сейчас эти журналы. Кто-нибудь может рассказать?

      Удалить
    4. "Мурзилка" и "Веселые картинки" - радость многих детей))) Я уже не застала время, когда их приносили в почтовый ящик... но старых у нас было много, и зачитывали, и зарисовывали, и вырезали картинки.. всё до дыр) сейчас уже нет, наверное, ничего подобного. даже раскраски, детские книжки - всё какое-то агрессивное. приходится очень тщательно фильтровать...

      Удалить
    5. в веселых картинках иногда были страшные картинки.. помню боялся некоторых, каждая страница идентифицировалась в детстве только по ощущениям..

      Удалить
  4. Интересно читается ваша заметка, Александр, спасибо! Да, работа со зрительными детьми - это настоящая работа, ведь это сущие эмоциональные троглодиты :) Конечно, в идеале нужно давать столько положительных эмоций своего чаду, сколько он просит, но чаще всего это невозможно для современных родителей. А вот читать правильные сказки, водить ребенка в зоопарк, учить его рисовать или заниматься любым другим видом творчества - это обязательная программа развития маленького зрительника.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Анна, зрительные дети готовы потреблять эмоции без остановки. Ну так на то ведь и родители, чтобы вскармливать своих детей :-)

      Удалить
    2. Хочу подчеркнуть, здесь важно, какие смыслы мы вкладываем слова - мы не должны кормить детей эмоциями, способствуя зацикленности на своих состояниях... мы должны научить их замечать эмоции других, научить отдавать свое душевное тепло, чуткость и чувственность, чтобы не остались на уровне потребления в себя.. все мы знаем таких эмоциональных вампиров, истерящих, раскачивающих на эмоциональное реагирование окружающих, требующих внимания к себе и в упор не видящих эмоций других, не способных или очень мало спосбных к сочувствию.

      Удалить
  5. Елена Сенькевич1 февраля 2012 г., 20:04

    Удивительно, читала вашу заметку и друг резко поняла "странности" моих детей, их привязанности к неодушевленным предметам. Спасибо за статью!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. я долго не мог понять себя же, только в детстве, вспоминая как обнимал медвежонка своего плюшевого - все думал зачем я это делал?))

      Удалить
    2. Зрительные дети - удивительные) У них много всяких "странностей".

      Мы с дочкой часто играем в такие игры, где я говорю с ней от лица всяких неживых предметов, животных - всего, что нас окружает. Иногда это веселые игры:
      -Здравствуй, Маша!
      -Кто говорит?
      -Это я дом. Как что у тебя нового в садике? Я по тебе соскучился..
      (и далее идет машин рассказ о том, как прошел день))

      иногда игры с грустинкой, например, перед сном дочка любит, когда я говорю с ней от лица маленького зайчика, который поранил лапку, а вокруг зима, холод... В обнимку с зайчиком, который обрадовался, что нашел добрую отзывчивую девочку, защитившую его от холода и вьюги, Маша засыпает)

      Эта способность оживлять неживое, то есть устанавливать совершенно с любым объектом эмоциональную связь - открывает большие творческие возможности в воспитании. Когда ребенок делает что-то не потому надо - иди убери комнату, посмотри на себя, какая ты грязнуля. вот возьму все твои игрушки и выкину на помойку, раз ты не умеешь следить за порядком.... а потом что сам этого хочет
      Например, игрушки расстроились, заплакали, что они потеряли свои домики, или комната расстроилась, что она такая грязная, и ветерок, заглянувший в окно над ней посмеялся и полетел всем рассказывать, какая в одном доме живет грязная комната... или можно обыграть историю про грязюку, которая очень любит незаметно прокрадываться в комнаты детишек и радуется, когда дети разводят бардак... - истории могут быть разные:)

      Удалить
    3. Дарья! Какие замечательные у вас наблюдения и находки. О них обязательно должны знать все родители, у которых есть такие дети. Вспоминаю себя в детстве - до недавнего времени я считал, через себя, естественно, что такое оживление неживых предметов детьми - это норма для всех. Меня, видимо, чисто интуитивно, воспитывали в детстве так, как надо воспитывать зрительного ребенка. Я все вокруг одушевлял, меня рано научили читать, первой самостоятельно прочитанной книгой была книга о детях-пионерах, которые помогали партизанам в войне. Очень трогательная и захватывающая. Но вот до одушевления комнаты не додумался, да и не подсказал никто. Чувствую сейчас, какой это мощный стимул для зрительного ребенка - помочь расстроенной комнате.

      Удалить
    4. Ух ты, Даша!! Я сейчас попытался представить то, что вы описывали и мне это здорово понравилось! Поистине, когда разговариваешь и общаешься с самой сутью ребенка, то это не просто прямолинейная попытка сделать так, чтобы ребенок слушался. Язык у ребенка свой). Как и у впрочем взрослых детей..!)
      Очень круто)

      Удалить
  6. Мы читаем Маленького принца, Алису в стране чудес, Винни-Пуха, Хроники Нарнии, Путешествие Нильса с дикими гусями, Волшебник Изумрудного города, Незнайка на Луне, Приключени якапитана Врунгеля, Три толстяка - просто гениальное произведение для зрительников, весь Шарль Перро и Андерсен, Братья Гримм. В детстве самая любимая сказка перед сном была "Оле Лукойе".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне остаётся только поблагодарить маму, за то развитие, которое она обеспечила моему вектору. Она никогда не дочитывала мне сказку о красной шапочке до конца, когда дело доходило до первой жертвы, мама откладывала книжку в сторону и рассказывала мне свой вариант продолжения сюжета. Каждый раз он был новым. А однажды она решила почитать сказки Андерсена, но не дочитав и первой странички, предложила мне почитать книжку "Джейн Эйр", только сейчас с удивлением понимаю, что ей на ощупь удавалось протаптывать правильную тропку. Хорошо, что сейчас, зная о системно-векторной психологии, такой необходимости нет, ровно как и шансов сделать неверный шаг.

      Удалить
    2. Да, Алена с вашей стороны - это чистое везение)), и да хорошо, что сегодня везение можно заиметь, когда знаешь, как. Джейн Эйр - это вроде такая более взрослая сказка или нет?.. Я не читал, если честно..)

      Удалить
    3. Братья Гримм если не всё, то почти всё должно быть вычеркнуто из чтения для зрительных детей. "Волк и семеро козлят", "Братец и сестрица", "Красная Шапочка", "Мальчик-с-пальчик" ... По той части их сказок, которые я знаю видно, что у этих писателей самих зрительный вектор был в страхе, недоразвитым. Поэтому вряд ли они написали хоть что-нибудь ценное для этого вектора.

      Удалить
    4. Какая у Вас удивительная мама, Алёна) одно дело - читать ребенку, зрительному, сказки, и совсем другое останавливаться в тех местах, которые ребенку не стоит слушать..

      Удалить
    5. ... если бы не тренинг по системно-векторной психологии, я бы, читая сказки дочке, интуитивно не смогла бы догадаться о том, что страшные места нужно пропускать или придумывать на их месте что-то свое, не травмирующее зрительный вектор. :(((
      Сама в детстве прочла и выслушала достаточно много "каннибальских" сказок, и поэтому без понимания особенностей зрительного вектора, какое есть у меня сейчас, не задумываясь читала бы эти сказки и своей дочке. И потому что в детстве мне их мама читала, и потому что эти книги заполняют полки книжкных магазином сияя корешками: Классика детской литературы. Золотая серия сказок и пр...
      "Элемент пугания" считается необходимым и в сказках, и в детских спектаклях :(( После тренинга мне стало это бросаться в глаза, раньше это казалось нормальным...
      Также как для ребенка со звуковым вектором важно создать эколог. обстановку дома - чтобы не было громких резких звуков, чтобы была возможность уединится, побыть в тишине со своими мыслями, так и для зрительного ребенка нужна своя экология - отсутствие травмирующих для него пугалок "я тебя съем".

      Удалить
    6. Вообще конечно родителей не выбирают, но если любимая мамаша зрительная с большой долей страха, то она обязательно будет своему зрительному ребенку (именно зрительному кстати, мы мамы точно знаем кому что "надо") читать страшные сказки и говорить уууу, я ведьмааа, я по ночам улетаю, и раскачивать ребенка на страхе, и вгонять его в страх а не наоборот. Развитая так делать не будет, в страхе будет обязательно. Они каже слова одни и теже проговаривают, когда пугают, как будто все одну и туже страшную сказку читали

      Удалить
    7. А еще можно самим придумывать для детей истории. У нас была Лошадка, за которой мы учились "ухаживать", заботиться, играли с ней, она спасала нас в трудных ситуациях. Много чего можно придумать!

      Удалить
    8. "Маленький принц", как мне кажется, очень непростое произведение. Вышло так, что я его прочитал уже во взрослом возрасте, мне сложно представлять, как оно отзовется в ребенке, чем именно отзовется. Большой вопрос, требующий системного анализа, можно ли эту книгу рекомендовать детям.

      "Алиса" - захватывающее безумное приключение, интересное, думаю, полезное.

      "Винни-Пух" - тоже полезно.

      "Хроники Нарнии" - это я считаю просто шедевром пропаганды любви и сострадания. Книги очень глубокие.

      "Путешествие Нильса с дикими гусями" - не помню точно, там никто никого не ест?

      "Волшебник Изумрудного города" - да, думаю то, что нужно.

      "Незнайка на Луне" - к этой книге у меня личная привязанность :-), много раз ее в детстве перечитывал. Вообще, Николай Носов, как мне кажется, рекомендован к прочтению в полном объеме. Зачем напомнили :-)? Теперь хочется снова перечитать.

      "Приключения капитана Врунгеля" - тоже хорошо.

      Ганс Христиан Андерсен, Братья Гримм, Шарль Перро - много у них хорошего, но у меня такое ощущение, что их произведения нужно тщательно отбирать. Выше мы обсуждали тему поэтапной подачи литературы ребенку. Пожалуй, когда ребенок уже разовьется на лучших образцах литературы, воспитывающей сострадание, те страшные истории, которые есть у этих и у других авторов, его не испугают. Об отборе литературы, кстати - сложный это вопрос. Читающий ребенок перечитает все, до чего может дотянуться - будут там и страшные истории. Важно его к этому подготовить - пока сам не читает, читать правильные книги и первое время самостоятельного чтения обеспечить его правильными текстами.

      Удалить
    9. Ещё вспомнила, над чем ревела в детстве. Анатолий Алексин. Мама его обожала, а я читать не могла. Жалость пронзала такая, что хоть умирай от неё... Драматический автор. Особенно один рассказ запомнился... "Безумная Евдокия.." Всем советую. Через года пронесла эмоции, захлестнувшие после его прочтения в детстве.

      Удалить
    10. Светлана! Не знал я об Анатолии Алексине. Следуя вашему совету прочитал только что "Безумную Евдокию". Не нахожу слов, очень трогательно, очень сильно, во всех смыслах очень. Совсем маленькие дети, может не поймут, хотя - это смотря как им прочитать, но вот чуть постарше - это просто необходимая книга.

      Удалить
  7. Странно, я сейчас вспомнил, что в детстве, когда я болел и мне парили ноги, ставили банки или горчичники, то показывали модные тогда диафильмы. Мне кажется незаслуженно забытая, перспективная, развивающая методика для зрительного и звукового вектора. Поскольку зрительные образы переплетаются с живой речью.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Главное, наверное, чтобы это не перешло в пассивность.. Все такие чтение больше развивает. Однако, конечно зрительному ребенку нужно любоваться чем-то, не серой стеной.. А природой, художеством и т.д... Только вот, как бы развить вкус?

      Удалить
    2. А вообще тоже было такое, диафильмы.. Переключаешься больше на картинки сразу)

      Удалить
    3. Лучше все-таки книжка, чтобы у ребенка было желание эту картинку самому в голове нарисовать, чтобы он сделал это самостоятельно и еще доразвился в этом. простой просмотр картинки мало что дает.

      Удалить
    4. Ааа помню диафильмы!.. обожал их и дожидался, когда же стемнеет-то наконец!))
      Вспомнил вот любимый диафильм - козленок, оказался после дождей на островке, вокруг все залито водой, и он не может выбраться на сушу)) бедненький)

      Удалить
    5. Согласна, что книжки лучше диафильмов, они развивают зрительный интеллект и фантазию.
      Диафильмы давали возможность посмотреть любимую сказку тогда, когда этого хотелось, а не ждать, когда его покажут по телевизору. Тогда же не было такой возможности как сейчас - что хочешь и когда хочешь можно найти и посмотреть в инете!..

      Удалить
    6. Диафильмы - это кайф! Там же всегда читать надо было! А особенно нравился один, о снежном человеке. Никто не помнит такой? мы из года в год смотрели его на днях рождениях моего одноклассника. Так таинственно, тревожно, романтично! А потом танцы были)))

      Удалить
    7. Диафильмы, думаю, не нужно противопоставлять книгам. Помню, был в детстве диапроектор, я к нему собирал диафильымы, иногда их смотрели. Но ведь диафильм посмотреть - это особое событие. Нужно установить проектор, дождаться темноты... Просмотр диафильмов - это был праздник, но часто этого не сделаешь, несколько раз в месяц - вполне, а чаще - вряд ли. К тому же, помню, мой диапроектор сильно грелся - один диафильм еще можно было посмотреть, а два подряд - уже много - пленка нагревалась. За вечер, конечно, можно парочку, но не больше. Что-то особенное в диафильмах было, но с книгами они никогда не смешивались.

      Про снежного человека не помню...

      Удалить
    8. Диафильмы да, это особый запах, особое таинство, я бы даже сказала. К тому же, насколько я помню, озвучивали мы их сами, по очереди, сидели целой компанией. Но тогда компьютеров не было, меньше соблазнов. Сейчас другое время, требования другие...

      Удалить
    9. А что с мультфильмами? например, сейчас есть несколько многосерийные (Лунтик) - тоесть не разовый просмотр, а как маленькие рассказы о жизни главного героя.

      Удалить
    10. Мультфильмы - думаю, мы до них еще доберемся. Здесь ведь тот же принцип - развивать любовь и сострадание, не пугать, не загонять в себя. Про Лунтика сейчас толком сказать не могу - видел случайно, но надо бы теперь поинтересоваться, посмотреть.

      Удалить
    11. Марина - точно, особое таинство. Именно таинство. Сейчас ведь это все как-то стало обыденным, и мультики, и фильмы. Хотя, с другой стороны, если современными возможностями нормально пользоваться - они ведь тоже многое способны дать. Нельзя забывать о том, что общество развивается, все развивается, улучшается. Тут еще одна важная мысль - ведь мы сейчас говорим о тех временах, когда сами были детьми, через себя понимаем это. С возрастом меняются ценности, восприятие. Я думаю, что если взглянуть на мир глазами современного ребенка - мир будет таким же таинственным, как и мир, который видели мы. Задача родителей здесь - создать правильную атмосферу, которая способна сделать таинством любое обыденное, на первый взгляд, событие.

      Удалить
  8. мне кажется, у Шарля Перро многие сказки очень страшные. я в детстве их боялась.. про всяких людоедов.. я думаю, эти сказки не нужно читать зрительным детям

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. сказки братьев Афанасьевых туда же - ужасные сказки в прямом смысле слова...

      Удалить
    2. С детства терпеть не могла сказки. Андерсена - слишком жалостливо и скучно, народные - глупость какая-то. другое дело - французская беллетристика, Малыш и Карлсон, Незнайка, книги о войне.

      Удалить
    3. Выбирать нужно сказки, конечно. И среди народных есть неплохие, но часто - такая жуть, что и взрослым зрительникам лучше не читать. А вот "Малыш и Карлсон", о котором еще здесь не говорили - думаю, рекомендуется. У меня с этой книгой связана особая история. Начал я ее читать в раннем возрасте, лет в 5, должно быть. Начал, прочитал страниц 10, а потом книга куда-то делась. То ли уборку делали и поставили на дальнюю полку, то ли взял кто. Я ее долго искал, помнил об этой книге, ждал продолжения истории. Как-то так вышло, что несколько лет она мне не попадалась, но желание дочитать жило, пусть где-то глубоко, но присутствовало. И вот, однажды я ее нашел :-). Прекрасная книга. Про книги о войне уже писал - тоже замечательное чтение. Выше упоминал мою первую книжку - вспомнил - это был сборник рассказов "Салют, пионерия". Очень сильная и правильная книга.

      Удалить
  9. В нашем городе есть самодеятельный кукольный театр. Руководит им удивительная кожно зрительная женщина, певица. Так вот она ничего не зная о системно-векторной психологии, вот так же, на ощупь, изменила некоторые сказки для постановки. Колобок, например, благополучно возвращаетсяк бабушке и дедушке и заботится о них. Как было бы здорово если бы все руководители детских коллективов, родители, педагоги знали системно-векторную психологию и опирались в своей деятельности не только на чуткость, хотя и её многим не хватает, но и на знания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Просто замечательный пример природной чуткости человека. Превращение страшной, безнадежно трагичной, по сути, сказки, в историю об остроумном и добром существе - это прекрасно. Кстати, зрительным детям очень здорово организовать домашний кукольный театр. Есть (были, по крайней мере) такие наборы для домашнего кукольного театра. Ставится пара стульев, на них вешается покрывало. Это - сцена. Из этого набора вырезаются фигурки героев, к ним, для удобства, цепляют прищепки... Вот и театр готов :-)

      Удалить
  10. Да, вообще конечно разницу можно ощутить в сравнении, в нашем случае между состоянием страха и любви.. Осознание уже в более старшем возрасте не менее значимо для человека.. Как мне кажется..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Осознание, думаю, помогает избавиться от некоторых проблем. Но во взрослом возрасте мы можем лишь реализовать то, что развито в детстве, поэтому любовь и сострадание и надо развивать в детстве.

      Удалить
    2. Осознание помогает понять откуда у проблемы "ноги растут", как буто плёнку кинофильма назад отмотать, понять ага вот отсюда... Проблема обнажается и перестаёт быть таковой.... Жаль годы вспять не повернуть. Ужас охватывает от того, что вообще могла мимо пройти.... По кожному завидую молодым, тем что прошли тренинг. И сочувствую тем, кто ещё раздумывает...

      Удалить
  11. Благодаря вашей статье я понял, почему зрение не потерял со смертью кошек и собак в детстве - читать сказки начал лет в шесть, и видимо, хорошие попались

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже это о себе понял - были потери, было их очень жалко, но до безумия, которое отнимает зрение, никогда не доходило - во всем "виновато" правильное воспитание, и, в том числе, правильные книги.

      Удалить
  12. Точно! Несколько знакомых девушек есть, которые чуть испугаются - сразу Ой! и снова Ой! Ай! Звонко еще так! И сразу почему то реагируешь на это: оборачиваешься, смотришь что случилось, подпрыгнуть на стуле можно порой от такого ойкания)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даа, вот так и подтачивается сердечная мышца мужественных анальных мужчин, не сразу, со временем. Ой, ой, и еще дергаться и кидаться во все стороны для полного счастья

      Удалить
    2. Это точно. Нужно, как говорится, уважать свои и чужие эрогенные зоны.

      Удалить
    3. ага, а еще есть забавные ребята, которые доводят таких девушек до ойканья))))

      Удалить
    4. Куда ж деваться от видовой роли :-)

      Удалить
  13. Спасибо, Александр!
    У самого растет очень зрительная дочка - такие глаза выразительные! И я очень рад, что заблаговременно прошел обучение системно-векторной психологии и теперь знаю как можно развивать, а как нельзя делать.
    В детсве у меня был сборник французских сказок, где там то сожгут кого-нибудь, то съедят, то еще что-нибудь подобное. Так я сначала побаивался ее читать, а потом чувствуя этот страх - прочитал все сказки. Только теперь я понимаю, что именно из-за раскачки страхом мне нравилось читать их. Как сегодня люди ходят на ужастики для этого.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуй, если зрительный ребенок уже достаточно развит, то, попадая на страшные сказки, он побаивается, но - больше не тех страшных существ, которые в этих сказках, а ЗА тех, кого могут обидеть или съесть. От страшных сказок, фильмов, ребенка вряд ли удастся оградить полностью, но вот заложить правильную базу, которая позволит спокойно с этими страхами встречаться, вполне по силам. Про раскачку страхом - очень верно подмечено. Помню одну книжку каких-то восточных сказок - там сплошь ужасы. А русские сказки - мертвецы, ведьмы, упыри какие-то. Жуть, противопоказанная детям.

      Удалить
    2. Фильмы тоже, кстати, интересная тема. Хотя там большая часть вообще не несет в себе никакого смысла для развития ребенка, а то и наоборот загоняет в страх...

      Удалить
    3. Поговорим непременно и о фильмах. Большая тема. Если так, навскидку - то прекрасные были детские фильмы раньше, а сейчас хорошего мало. Пишу и думаю - не типичное ли это "вот, раньше и вода была мокрее". Нет, не типичное - сейчас, и вправду, так. Мало хорошего, в основном - пугающее, учащее насилию, превращающее насилие в обыденность и дающее искаженное представление о мире. Элементарный пример - про самоубийства в фильмах. Самоубийство через повешение превращается в маскарад. Висит самоубийца на веревке, болтается, прибегают веселые ребята, его с веревки снимают, он тут же счастливый продолжает жить. Ведь есть же случаи, когда попытка демонстративного самоубийства с надеждой, что спасут, превращается в реальное самоубийство. "Вот напишу СМС, а сам с табуретки - через пять минут придут, снимут, будут жалеть". Через пять минут придут, но вот что они снимут - это большой вопрос.

      Удалить
  14. Читать зрительным детям сказки на ночь, и научить их читать самих - очень хорошо развивает у ребенка зрительное сопереживание, научает его любви с ранних лет. Какая тонкая тема!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тема действительно тонкая, порой индивидуальная в силу особенностей разных детей - наличия/отсутствия у них векторов отличных от зрительного, темперамента, социальной адаптации (детсад), задающей определенные направления развития... "Большие темы" (с) Единственно, кроме выбора сказок, в большинстве случаев, не стОит педалировать самостоятельное чтение ребенка, так как в 5-6 лет все силы уходят на ПРОЧТЕНИЕ, а не на СОПЕРЕЖИВАНИЕ. Ребенку станет интересно читать, когда он будет понимать то, что он читает. Это впрочем не отменяет необходимости "учиться, учиться и еще раз учиться" (с)
      P.S. Спасибо за статью!

      Удалить
    2. Да, тема огромная. Мы ведь здесь лишь зрительный вектор обсуждаем, искусственно абстрагировавшись от других векторов. Я планирую серию подобных материалов о воспитании по разным векторам, а потом, когда база будет разобрана - можно будет говорить о разных вариантах смешения и о разных вариантах книг. Но, кстати, о книгах - все же зрение очень сильный вектор, если оно присутствует, то нижние вектора, в любом случае, окажутся под его влиянием. Хотя, нужно исследовать этот вопрос. Да, о раннем чтении - не стоит заставлять, конечно. Дети, которых заставляют, они обычно шарахаются от книг. Я, опять же, вспоминаю себя в 4-5 летнем возрасте - читать не заставляли, я как-то практически сам, с небольшой подачи, освоил букварь, читать научился, но не хотел читать, просил, чтобы почитали. Все изменил один вечер - выше я упоминал книгу "Салют, пионерия". Книга оказалась у меня, пришла в посылке от бабушки, и как-то вполне естественно, весь день я хотел до нее добраться. Мой интерес разжигали - вот, какая интересная книжка. Когда вечером я оказался рядом с книгой - сел на диван, под лампу, и за этот один вечер всю книгу и прочитал. С тех пор читаю много и с удовольствием. Конечно, если ребенок пока читать не очень-то умеет, у него уйдут все силы на чтение, на разбирание букв, а не на сопереживание. Очень это все индивидуально, безусловно.

      Удалить
  15. Хорошая литература важный аспект в развитии зрительного вектора. Добрые, сострадательные сказки, дают колоссальный выход зрения наружу. В эмпатию, сопереживание, сострадание и как следствие в любовь, где нет места страхам. Очень нужная статья, для понимания верного развития зрительного ребенка. спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Детей нужно выводить наружу, любых - в соответствии с их векторным набором.

      Удалить
  16. Детские книжки, которые стоят у нас на полке:

    Гектор Мало Без семьи.
    Даниэль Пеннак Собака Пес.
    Д. И Т Висландер, С. Нордквист. Мама Му и ворон.
    Рассказы о животных (В.Бианки, М.Пришлвин, Н.Сладков, Г. Скребницкий)
    Астрид Линдгрен Лотта с Горластой улицы. Дети с горластой улицы. Пеппи Длинный чулок.
    Сергей Михалков Праздник непослушания
    Юрий Дьяконов Восемь волшебных желудей
    Юрий Магалиф Приключения Жакони.
    Сергей Козлов Все о Ежике и Медвежонке, Я на солнышке лежу (сказки про Львенка и Черепаху)
    Морис Метерлинк Синяя птица
    Л. Пантелеев Про Белочку и Тамарочку
    Льюис Кэрролл Алиса в Зазеркалье
    Вера Чаплина. Забавные животные
    Николай Носов Мишкина каша (Рассказы)

    Сборник Малышам о хорошем. Цветик-семицветик (сказочные истории):
    В.П. Катаев Дудочка и кувшинчик
    Г.В. Лебедева Как Маша поссорилась с подушкой
    Г.В. Лебедева Одуванчик
    Г.А. Каменная Приключения старой куклы
    В.П. Катаев Цветик-семицветик

    Ганс Христиан Андерсен "Снежная королева", "Девочка со спичками", "Стойкий оловянный солдатик"
    Михаэль Енде "Момо"
    Л. Улицкая История про кота Игнасия, трубочиста Федю и Одинокую Мышь
    Софи де Сегюр "Сонины проказы"
    Феликс Зальтен "Бемби"
    С. Прокофьева Лоскутик и облачко
    Н.Н. Носов. Незнайка на Луне. Приключения Незнайки и его друзей. Незнайка в Солнечном городе
    Туве Янссон "Муми тролль и комета", "Шляпа волшебника", Муми-тролль и волшебная зима"
    Биссет Дональд. Путешествие дядюшки Тик-Так
    Синкен Хопп. "Волшебный мелок
    Джанни Родари Чипполино
    Дейв Барри Питер Пен
    П. Трэверс Мери Поппинс

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дарья, спасибо, я скопировала вашу книжную полку. Подскажу подругам с детьми. Они теперь к моим советам прислушиваются. Жаль никак на тренинг сами не идут.

      Удалить
    2. Давайте еще добавим Владислава Крапивина в полном обьеме! И "Детей капитана Гранта"!

      Удалить
    3. Какие замечательные книги!

      Удалить
  17. Спасибо! И статья и комментарии очень мне нужны для внучки, скопировала кое-что даже.
    Ирина Каминская

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина! Желаю, чтобы ваша внучка получила массу положительных эмоций!

      Удалить
  18. Очень основательная статья. Я бы даже сказала - отличное руководство "пользователям", т.е., всем, кто имеет отношение к воспитанию ребенка.
    Алёна Смирнова.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена! Спасибо! Очень важно, чтобы "пользователи" :-) понимали, какая на них возложена ответственность, как развитие детей влияет на всю будущую жизнь - и жизнь детей, и жизнь общества, и жизнь этих самых "пользователей".

      Удалить
  19. Готово!
    Ваш блог в справочнике!
    Спасибо за участие и помощь в развитии проекта.
    Ваш блог - неоценимый вклад в проект.
    С уважением, справочник блогов.
    http://spravochnik-blogov.blogspot.com/2012/02/blog-post_3548.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Желаю вашему проекту процветания и много много замечательных блогов!

      Удалить
  20. Полезная статья. Согласна с Вами. Сын как раз стал проявлять интерес к сказкам, пытаемся выбирать по возрасту, но порою даже для детей 2-ух лет, такое напишут, у самой волосы на голове дыбом становятся от ужаса. Как такое детям вообще писать можно?

    Давайте дружить блогами, заходите ко мне http://ulianna-life.blogspot.com/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Юлия, современные детские книги - это часто просто ужас. Непонятно - кто их пишет, зачем их пишут, кто подписывает тиражи в печать. Есть, конечно, и хорошая литература, но, вот даже посмотрите комментарии к материалу - ведь практически все (хотя, пожалуй, в абсолютном большинстве все, за редким исключением) книги - это то, что было написано уже очень давно. Темы современных детских книжек я хочу затронуть в одном из следующих постов. Надо как-то до людей донести, что нельзя такое детям читать. Ведь многие не думают о том, что детям читают - раз есть в магазине, на полках стоит в яркой обложке - то, значит, и нужно детям. А на самом-то деле все не так. И если из-за этих книжек будет у ребенка что-нибудь не так - ведь это ему страдать, ему, и его родителям, и людям, которые рядом с ним будут, а не авторам и издателям.

      Юлия! Давайте дружить! У вас интересный блог, добавил его в раздел "Мои друзья" в правой колонке. Надеюсь, вместе мы поможем обществу осознать важность правильного воспитания детей.

      Удалить
    2. Ужас - не то слово. Яркое, даже чрезмерно яркое, а внутри - пустышка. Полки магазинов ломятся от книг, а самое лучшее по-прежнему нахожу в маминых-бабушкиных закромах. За исключениями, разумеется. То же касается телевизора, дети к нему так и клеются, не оттащить. А ведь что не мультик, так жуть. Мои зрительные глаза закатываются почти в истерике, когда вижу, что ребенок ЭТО смотрит, и ему нравится.... Причем я не какая-то там снобка, сама люблю и мультфильмы, и кино нестандартное, и артхаусное, и со смыслом. Но не детям же такое, дорасти нужно, чтобы понять правильно!

      Удалить
    3. "современные детские книги" - часто бывают настолько сумасшедшими,видно даже что их пишут какие-то звуковики

      Удалить
    4. Без комментариев...

      Автор Крокодилы Гены и любимого многими Простоквашино идет "в ногу со времнем"..
      http://ugasfilms.com/usachev.html
      Большая книга ужастиков
      От производителя
      Страшные истории случались не только в старые времена. Вурдалаки грызли свои жертвы не только в стихотворении А.С.Пушкина и повестях Н.В.Гоголя. Страшные истории происходят каждый день в твоем городе, на соседней улице. Их рассказывают друг другу шепотом бесстрашные школьники в ночной тиши летнего лагеря.
      А потом трясутся до рассвета в ожидании красной руки и зеленых пальцев.
      Писатели Э.Успенский и А.Усачев, как Пушкин и Гоголь, не смогли устоять перед народным творчеством, записали все эти истории и собрали в этой книге.
      Зачем?
      Чтобы каждый ребенок мог вволю потрястись от страха сам и до икоты напугать товарищей.
      Очень полезная книга.

      Удалить
    5. Меня тоже ужасают некоторые современные мультфильмы.. при чем они весьма популярные!((
      Как можно вот это показывать детям???
      "Главным героем сериала является Губка Боб Квадратные Штаны. Он проживает в доме-ананасе, вместе с улиткой по кличке Гэри, которая по повадкам скорее напоминает домашнего кота. По соседству, под скалой обитает лучший друг Губки Боба — умственно-отсталая морская звезда по имени Патрик Стар. Другой сосед Губки Боба — самоуверенный эгоистичный осьминог(с 6 щупальцами!) Сквидвард Тентаклс, который живёт в доме-статуе с острова Пасхи и ненавидит обоих друзей за то, что те своими постоянными шутками и навязчивыми затеями не дают ему спокойной жизни. Губка Боб работает поваром в закусочной под названием Красти Крабс, управляемой помешанным на деньгах старым скрягой мистером Юджином Крабсом. Ещё одним важным героем сериала можно назвать ученого-исследователя белку-каратистку из Техаса Сэнди Чикс, из-за невозможности дышать под водой вынужденную постоянно носить водолазный скафандр.Сэнди поёт грустные песни техасу на арфе. Главным антагонистом героев традиционно выступает микроскопический Шелдон Планктон, который при первой возможности пытается похитить из ресторана Красти Крабс секретную формулу приготовления крабсбургера, но, как правило, неудачно."....

      Удалить
    6. С мультфильмами будем еще разбираться. Давно, честно говоря, не смотрел мультфильмов, так, иногда случайно увижу. Но общее впечатление от них не очень хорошее.

      Удалить
  21. Статья хорошая, понятна даже не системномыслящему! Теперь мы знаем, как выпустить здорового, получающего от жизни кайф ребенка, в общество!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Оставайтесь с нами :-), впереди еще очень большие темы - ведь дети бывают разными, к каждому нужен свой подход.

      Удалить
  22. А вот страх смерти у маленького ребенка все же трудно убрать. Оградить маленьких зрительников от проявлений мортидо тоже трудно. Как сделать это системно?

    ОтветитьУдалить
  23. Это естественно, что у маленького зрительного ребенка есть страх и в корне это именно страх смерти. Такова врожденная данность этого вектора, исходная позиция. Трудно убрать? любое развитие требует усилий. И здесь в этой теме хорошо показано: из страха можно выйти только через развитие сопереживания, по нарастающей. Сначала маленький ребенок оживляет неодушевленные предметы, замечает их, наделяет чувствами, реагирует на них.. и так дальше, в соответствии с уровнем развития ребенка ему нужно предлагать ситуации, где он сможет проявить эмпатию, заметить „чувства“ сначала плюшевого медведя, затем цветочка, собачки и только пройдя по всем этим ступеням, ребенок будет способен глубоко чувствовать переживания человека, сострадать им, радоваться вместе с ним... Развитие - это давление на свойства. Зрительному ребенку нужны не ситуации для страха (этим мы не закаляем его – нет, а напротив, закрепляем в состоянии страха), а ситуации для проявления сочувствия, от простого к сложному, от неживого уровня до уровня человек.. А страх будет уменьшаться только в пропорции с развитием способности любить и никак иначе. Обходных путей нет... Что значить оградить от проявлений мортидо? конечно, не нужно его травмировать, ведя на похороны или смотря с ним страшный мультфильм, где баба Яга варит несчастного в котле... Но через эмоциональную связь с системно понимающим особенности ребенка родителем его можно вывести из страха. Чем больше он научится отдавать свои чувства наружу, тем меньше страха он будет испытывать. И это конечно не одномоментный процесс.

    ОтветитьУдалить
  24. Ольга Чугурян11 февраля 2012 г., 18:07

    Интересный метод со сказками, но и тут не без помех. Мой зрительный мальчик в последнее время вообще отвернулся от книг, а раньше и дня не проходило, чтобы мы не читали. Теперь ему мультики подавай. Не знаю как вернуть эту привычку, от телевизора избавиться что ли с компьютером в придачу. Ему как раз 4 скоро, самое время приучить к чтению.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Должно быть и телевизор, и компьютер - это лишь инструменты, они тут не виноваты. Лучше будет подбирать правильные мультфильмы и искать подход к тому, чтобы заинтересовать чтением. Но, опять же, не чтение цель, и не мультики. Цель - развитие сострадания, вывод страха наружу и превращение его в любовь, создание эмоциональных связей.

      Удалить
  25. Какое счастье, что сейчас похоронную процессию на улице города не встретишь. Раньше, помню, частенько можно было услышать душераздирающие звуки марша Шопена, а то и увидеть покойника. Ничего более страшного не помню. А вот факт, что волку охотники разрезали брюхо, был осознан мною сравнительно недавно, уже на своих детях. А внучке не стала дочитывать про волка и козлят уже после тренинга))

    Ирина Каминская

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это точно, теперь это все как-то более закрыто. Раньше - это же ужас для зрительного ребенка - открытая машина, медленно ползущая по улице, и душераздирающая музыка, а в исполнении провинциальных похоронных оркестров даже не музыка, а рев труб да глухие удары барабана. А покойника увидеть - это запросто.

      Как вы правильно сделали, что не дочитали эту сказку. Она, если вдуматься, такая, что и начинать ее не стоит. Вроде бы в полном варианте все складывается благополучно, но путь к этому благополучию очень уж страшный и тяжелый.

      Удалить
  26. Александр, вы пишете, что если ребенок начинает рано читать, то он оказывается защищен от эмоциональных потрясений от потерь, например смерти домашнего животного. Это на самом деле так, только дело не столько в чтении самом по себе – ведь зависит от того, что и как ребенок читает. Если он читает комиксы, это ему ничем не поможет. Важно РАЗВИТИЕ его зрительных эмоций в сторону сопереживания. И в этом случае, если литература помогает развить его чуткость, а эмоциональные связи в жизни созданы с людьми – они защищают его. Развитого до уровня любви к человеку ребенка, у которого есть крекие эмоциональные связи с людьми, прежде всего с родителями, смерть хомячка расстроит, но не станет крушением для его чувств и снижения чувствительности зрительного сенсора не произойдет... От ухудшения остроты зрения ребенка защищает состояние любви, которое должно быть уровнем выше, чем произошедшая потеря (разрыв эмоциональной связи).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за ценное дополнение. На этом, действительно, нужно сделать акцент. Не в самом факте чтения дело, а в качестве прочитанного и в том эффекте, который все это вызывает в ребенке. И, безусловно, само по себе чтение, даже чтение самой лучшей литературы, не разовьет ребенка, если не будет у него эмоциональных связей с людьми. С родителями, в первую очередь.

      Удалить
  27. Осталось только определить вектор ребенка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На самом деле, это не так уж и сложно при наличии определенных знаний и опыта. А некоторые гинекологи умеют определять нижние вектора детей еще до их рождения.

      Удалить
  28. Наткнулся на полезный материал о детских сказках: http://clara-c.livejournal.com/181187.html. Рекомендую посмотреть тем, кто хочет расширить кругозор в этом направлении.

    ОтветитьУдалить
  29. Порой взрослые удивляются - а что это дите от безобидной сказки криком заходится? И не понимают,что "безобидная" сказка эта не для всех...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так и есть. А взрослые должны не удивляться, а прислушиваться к своему ребенку. Без системных знаний здесь, конечно, не обойтись, но стричь всех детей под одну гребенку в любом случае нельзя.

      Удалить