вторник, 29 мая 2012 г.

Шаг в будущее. Искусство принятия решений


Существует психологический тип людей, для которых нет ничего сложнее, чем принять решение, чем сделать первый шаг. Эта черта характера способна серьёзно испортить им жизнь. День ото дня они мучительно решают: брать или не брать, есть или не есть, быть или не быть, в конце концов.

Методы системно-векторной психологии Юрия Бурлана позволяют таким людям понять себя,  облегчить процесс принятия решений, сделав, в итоге, свою жизнь лучше.

Мы говорим о людях, имеющих анальный вектор. Считается, что таких людей – около 20% от общей массы населения. Проблема принятия решений стоит для них очень остро. В силу своих природных особенностей, они с огромным трудом способны это сделать.

Как вы думаете?

Очень ярко поведение людей, обладающих анальным вектором, проявляется во время похода по магазинам. Обычно они стараются взять с собой в такой поход кого-нибудь из близких. Если им это удаётся, то помощник должен быть готов к тому, что именно ему придётся брать инициативу в свои руки.

Например, Василий – обладатель анального вектора, собирается приобрести пару обуви. Его дочь – Елена, решив, что сможет помочь отцу с выбором стильной обуви, пошла вместе с ним.

Если бы он пошёл сам, ему некуда было бы деваться, ему пришлось бы действовать самостоятельно. А когда у него появляется советчик – его инициативность, и так не слишком сильная, полностью иссякает. Когда они входят в отдел, он смотрит не на обувь, а на Елену.

- Ну как, - спрашивает он.
- Посмотри сам, что тебе нравится?
- Да я не знаю, посмотри ты.
- Вот эти и эти, думаю, ничего, - говорит, осмотревшись, Елена.
- А точно эти? А они хорошо будут? Как ты думаешь, они из натуральной кожи?, - он мгновенно засыпает её вопросами.
- Думаю, обувь подходящая, спроси свой размер, примерь, а я пока в соседний отдел схожу - отвечает Елена
- Лен, да может пока не мерять, надо бы еще посмотреть.
- Пап, хорошая обувь, попробуй.
- Ладно. А у кого тут спрашивать? И ты пока не уходи, посмотришь, как они тебе.
- Обувь-то тебе выбираем, ты сам должен понять – удобно или нет, а те, что я тебе сказала, они, на мой взгляд, симпатичные. Любые, какие тебе понравятся, подойдут.
- Но ты, всё же, не уходи пока, вместе посмотрим, - пытается удержать Елену Василий.

И такое происходит постоянно. В любом деле, в любом решении. В чём же дело? А всё дело в глубинных свойствах психики таких людей. Для того чтобы понять эти свойства, начнём с самого начала – с роли и места людей, обладающих анальным вектором, в первобытной человеческой стае.

Видовая роль таких людей – сбор информации о прошлом, условно говоря, об охоте и войне, и передача её будущим поколениям. Они – природные преподаватели. Умеют объяснить и научить. Но сами на охоту и войну не ходят. Они – исключительно домашние люди. Организовывают охрану жилища, поддерживают горение домашнего очага.

Каждый шаг в будущее для такого человека – стресс. Природные свойства заставляют его смотреть в прошлое. Но жизнь требует движения вперед, постоянного принятия решений, жизнь требует действий. Ему тяжело даётся каждое решение. Его постоянно преследуют муки выбора. Он ищет внешние стимулы, способные заставить его действовать, и частенько перекладывает ответственность на других.

Особенности этих людей, обусловленные наличием у них анальной эрогенной зоны (подробнее смотрите здесь: http://www.yburlan.ru/biblioteka/analjniy-vektor) приводят к тому, что им невероятно тяжело начинать любое дело.

Они готовы откладывать дела до тех пор, пока что-либо внешнее не побудит их к действию. Найти в себе побуждение к действию им очень непросто. Всё это проявляется в нерешительности, в попытке найти внешние побудители к действию. Такие, как, например, совет другого человека. Их внутренние психические свойства стремятся к тому, чтобы избавить их от инициативы. Именно поэтому они бессознательно пытаются переложить на других принятие решений.

В то же время, если дело начато, обладатель анального вектора способен довести его до конца, до идеального, в его представлении, состояния. Если говорить о выборе вещей, то безусловным приоритетом для них является качество. Вообще, они склонны делить всё в мире на чистое и грязное, хорошее и плохое, правильное и неправильное.

Решение принято. Что дальше?

Когда этот человек, всё же, вынужден принимать решение, он чувствует огромную тяжесть ответственности, беспомощность. Это очень глубокое ощущение, исходящее из подсознания. Если человек не понимает этих своих особенностей, вся его жизнь будет проходить в подобных состояниях. Всё время он будет либо до последнего тянуть с любым решением, либо искать человека, на которого можно переложить ответственность. Что интересно, даже если решение-таки принято, обладатель анального вектора продолжает размышлять о правильности такого решения, и, подверженный влиянию мнений других людей, может испытывать страдания от критики.

Возвращаясь к «магазинной» теме, послушаем обладателя анального вектора Андрея, который встал перед вопросом выбора компьютера.

Я решил купить компьютер, - рассказывает Андрей.

В современной технике не разбираюсь. Стал спрашивать у знакомых. Один говорит: «Бери ноутбук. Они сейчас – самое то. Маленькие, быстрые, удобные и не такие уж дорогие». Другой говорит: «Только настольный компьютер. Ноутбук возьмёшь – он через год устареет. А настольный всегда можно модернизировать». Неделю я мучился, но компьютер-то нужен.

Пошёл в магазин. Продавец сам за меня всё сделал. Подобрали мне настольный компьютер. Нарадоваться не мог. Закончились мои мучения. Да ошибался – они только начинались. Прихожу на работу, счастливый, рассказываю о покупке. А один наш сотрудник как начал. Тебя, говорит, обдурили. «Настольные – это прошлый век. Система там нелицензионная, скорей всего. И старьё дали какое-нибудь, а денег взяли немеряно». Как мне стало после этого разговора плохо. Вот уже третий день ни спать, ни есть не могу, мучаюсь – что же это, может и вправду обдурили… Уже и компьютер этот мне не в радость, сдать его что ли? Так ведь не примут…
Очевидно, что в подобной ситуации зависимость от чужого мнения лишь мешает. Оказать некоторую помощь такому человеку может тщательное планирование решений. Если бы Андрей обратился к эксперту, либо составил бы собственное мнение о технике на основе независимых источников информации, совершенно чётко понял бы, что ему нужно, критика не ранила бы его так остро.

Большое облегчение людям с анальным вектором (как, впрочем, и другим людям), приносит осознание особенностей собственной психики и психики других людей. Это, впрочем, улучшает жизнь обладателя любого психотипа.

Например, если речь идёт о людях, у которых присутствует зрительный вектор, то критерием может быть «красиво – некрасиво». Внешняя красота вещей доставляет этим людям особое удовольствие, не столь ощутимое людям с другими векторами. И именно красота вещи для них может стать главным фактором выбора.

Для людей, имеющих кожный вектор, важнейшим критерием может стать цена вопроса, выгодность покупки. Причём, если говорить о разных состояниях таких людей, «выгодность» изменяется от стремления взять как можно более дешёвую вещь до поведения, описываемого поговоркой «Не настолько мы богаты, чтоб дешевое покупать».

Весьма особенным образом к принятию решений подходят люди, обладающие анальным и кожным векторами. Они демонстрируют внутреннюю борьбу, которая так же мешает им жить.

Как выиграть внутреннюю войну?

Как уже было сказано, анальный вектор обуславливает тягу человека к качественным, долговечным вещам, возможно, сравнительно дорогим. Для людей с кожным вектором во главу угла ставится выгодность покупки.

Эти люди очень любят распродажи. «Всё по 9999 рублей», - такой лозунг безошибочно тянет их в магазин, они способны совершить покупку, и, не обращая особого внимания на качество вещи, радоваться тому, что удалось сэкономить. Или горевать, если окажется, что в соседнем магазине висит вывеска: «Всё по 9900 рублей».

Современные люди нередко имеют в структуре личности несколько векторов, кожно-анальное смешение встречается достаточно часто. В различных ситуациях возможны проявления и тяги к экономии, и желание получить качественную вещь, иногда эти желания противоречат друг другу, но их вполне можно направить в единое русло.

Кожно-анальный человек, опять же, не понимая своих особенностей, способен испытывать двойные мучения. С одной стороны он хочет купить качественную вещь и зависим от любого мнения по этому поводу. С другой стороны, он ощущает потребность в экономии, чувствует себя несчастным, если вынужден переплачивать.

Он способен, под воздействием импульса, мгновенного ощущения выгодности, сделать необдуманную покупку, после чего, разобравшись, по-анальному, с тем, что купил, чувствовать себя несчастным, если окажется, что вещь в чём-то отличается от идеала качества. А если еще и окажется, что где-то эта вещь есть дешевле – одни сплошные страдания.

Как избежать подобных ситуаций людям с кожно-анальным смешением векторов? Довольно просто.

Позволю себе привести пример из собственного опыта – иллюстрацию выбора ноутбука, сдобренную некоторой долей везения и системного понимания своего психологического типа.

Как я выбирал ноутбук

Я наблюдаю в себе смешение кожного и анального векторов. Вещь мне нужна качественная, полностью отвечающая моим запросам, и, в то же время, мне очень приятно, когда удаётся сэкономить. В компьютерной сфере я уже около 15 лет, поэтому совершенно точно знаю, что мне нужно. Системное понимание себя позволяет удержаться от импульсивных покупок и практически полностью избавляет от тяги переложить на кого-нибудь ответственность, воспользовавшись мнением этого человека в выборе.

Итак, выбирая новый ноутбук, я чётко определил критерии подбора. А именно – как можно более производительный микропроцессор, отсутствие ненужных мне возможностей, высокое качество исполнения, надёжный магазин и как можно более низкая цена для такого класса устройств.

Далее последовал анализ прайс-листов магазинов. В итоге, было отобрано несколько моделей ноутбуков, подходящих под мои критерии.

Весь этот процесс занял два-три дня. Потом я отправился в один из магазинов, примерно десять минут рассматривал заинтересовавшие меня модели. Выбрал одну из них… Каково же было моё удивление, когда я узнал, что именно на этот ноутбук магазин предлагает серьёзную скидку.

Выбор был сделан, а удовольствие от покупки было просто безмерным. Качественная, точно соответствующая потребностям вещь, да еще и с неожиданной скидкой. Чёткое понимание собственных особенностей, возможное благодаря системному мышлению, позволило достичь замечательного результата.

Осознание собственных природных особенностей снимает напряжение и позволяет взглянуть на себя как бы со стороны. Внутренние свойства, присущие людям с анальным вектором, так же будут удерживать от принятия решений, вызывать желание переложить ответственность на другого. Но осознание позволяет управлять этими процессами. Не отдаваться бессознательному беспокойству, впадать в ступор в важные моменты, а, действовать.

Заметка написана с использованием знаний, полученных на тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

16 комментариев:

  1. а кто делает покупки на ходу?
    только когда возникает очень острая необходимость, не особо разбирая и сравнивая?
    типа, фаталистически - что пришло, то и пришло

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Обстоятельства любого могут вынудить купить что-нибудь быстро и не особо раздумывая. Подошва, скажем, у обуви отвалилась, а человек в командировке, на полпути к клиенту. Тут схватишь первое попавшееся, лишь бы идти можно было. На ходу могут брать кожники, но тут уже дело не в острой необходимости, а во мгновенном импульсе кажущейся (или реальной, что реже) выгодности покупки.

      Удалить
  2. Узнала себя... очень сложно мне дается делать выбор. А в экстремальных ситуациях вообще теряюсь. Однако, когда все-таки приходится "экспериментировать", то после этого (после выполнения работы) испытываю большое удовольствие и даже горжусь собой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так и есть, Елена. На дело решиться сложно (но, вооружившись системным мышлением - гораздо легче), но начав, а, особенно завершив, чувствуем огромное удовольствие. Я сам такой :-)

      Удалить
  3. Да, выбор - дело еще то... Особенно, когда толком ничего не понимаешь в том, что выбираешь.
    Вот тот же приведенный Вами пример с ноутбуком. Я бы добавил в перечень еще несколько критериев: производитель (какой лучше - часто только за бренд берут лишние деньги, а качество и характеристики - те же самые) и надежность (статистика поломок).
    Я когда покупал комп, запросил несколько вариантов исполнения. И потом мучил продавца вопросами. А в итоге купил то, что он мне порекомендовал. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алексей, я если бы расписывал подробно, какими именно были критерии, получилась бы еще одна статья такого же размера, как эта вся :-). Производитель важен. Хотя делают, в сущности, из одного и того же, но исполнение сильно различается. Элементарный пример - часто у малоизвестных производителей машины, которые обладают теми же характеристиками, что и устройства более известных марок, сделаны без должного учёта удобства их использования. В итоге - то клавиатура прогибается, то светодиоды безумно яркие, мешающие работать при низкой освещенности, то вентиляционные отверстия непродуманно расположены. Обычно я, когда что-то выбираю, продавцов не мучаю :-), когда они меня пытаются переубедить, доходчиво объясняю - почему вот это, а не вот это. Помню, выбирал монитор, как второй к ноутбуку, мне попытались продать то же самое, но на 2000 дороже, с возможностями, которые мне просто не нужны. Не получилось.

      Удалить
  4. Замечательно описано! ) Анальнику надо всегда кого-то кожного брать, а то продавщица окрутит-охмурит и всучит дрянь какую-нибудь, а он только дома опомнится. А кожнику надо брать анальника, чтоб неторопливо пощупал кожу, осмотрел подошву, нашел дефекты... И в компах так же)) Спасибо! :) Очень хорошо описали!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Пожалуй, лучше анальнику в себе разобратья, овладеть системным мышлением, тогда никого можно будет не брать, он и сам сможет всё отлично выбрать.

      Удалить
  5. я знаю, что у меня тоже есть и кожный, и анальный вектора, так что решение о покупках не всегда однозначно трудное или мгновенное. Я могу молниеносно купить брюки и четыре месяца облизываться, глядя на босоножки (и все равно ведь куплю!) А с компьютерами - тут да, только с экспертом... Мой знакомый иногда начинает мне что-то заранее объяснять так, будто я одна пойду покупать. Обычно в таких ситуациях интересуюсь: "А ты с кем сейчас разговаривал? Я без тебя в компьютерный магазин ни ногой"...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и правильно, Лариса, компьютеры сейчас только так и выбирать, их ведь много, без подготовки лучше и не браться. Можно, конечно, и без подготовки, но только если потом ни на чью критику внимания не обращать. Правда, вряд ли получится полностью не обращать внимания на критику, поэтому лучше подходить к этому делу ответственно. Спасибо за отзыв!

      Удалить
  6. Ооо, Александр, вы прямо режете по больному :))) Я ненавижу ходить в магазины со своей свекровью: она в этом чистый анальный вектор! В такие моменты почему-то включается моя кожа, я покупаю все быстро и привыкла не жалеть. А вот она... может полдня бродить по торговым центрам и добивать вопросами: "Ну что, мне идет? Ты думаешь? А точно?...Мне как-то не нравится..." Если вдруг она что-то купит, обязательно потом спустя время пожалеет и будет уже мучить другим: "А может, мне сдать это? Поможешь выбрать что-нибудь другое?" В эти минуты мне хочется застрелиться :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, какой яркий пример! Спасибо огромное! Есть способ лучше, чем застрелиться :-) - свекровь на тренинг. Будет гораздо легче. И ей и вам.

      Удалить
  7. Эта анальная неуверенность что-то сделать, особенно купить, а потом чуть что жалеть, меня отпустила, наконец-то. А такой систематичный подход к выбору вещи, все тщательно и по полочкам, убережет анального человека от последующих терзаний, которые действительно сильно жизнь отравляют. Спасибо, осознание себя очень облегчает жизнь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Меня, Ольга, тоже подобные состояния отпустили. И осознание себя - ключевой фактор.

      Удалить
  8. Ну, да, я тоже с такими же векторами, и тоже примерно так вещи себе выбираю, особенно если это техника.

    ОтветитьУдалить
  9. Здравствуйте,Александр!
    У Вас отличный сайт.
    У меня к Вам деловое предложение по еще большей раскрутке Вашего сайта и создания бизнеса в Интернете с доходом от 50-100 долларов в день на первоначальном этапе. Это реальный шанс построить за короткое время себе пассивный доход.
    Александр, если Вы хотите увеличить приток посетителей на Ваш сайт, или создать еще один источник дохода, просто напишите мне на почту слово "да" и я дам Вам информацию, а Вы оцените насколько это может Вам помочь.
    С уважением, Владислав.

    мой E-Mail:vlad010295@mail.ru

    ОтветитьУдалить