суббота, 5 мая 2012 г.

Американская история ужасов. О кинематографе и суициде

Чем нас угощает телеэкран? То, что оттуда поступает в умы людей, серьёзно влияет на них. Особенно – на тех, кто не задумывается об этом влиянии. На тех, кто в тяжёлую минуту может поступить не так, как велит здравый смысл, а так, как когда-то ему показали в одном из фильмов.

Недавно мне довелось посмотреть небольшой телесериал. Раньше я сказал бы, что кино это интересное, оставляет после себя положительные впечатления. Сюжет мрачноват, конечно, но куда деваться – речь-то идёт о фильме ужасов.

При этом я, вероятнее всего, ощутил бы смутное беспокойство, но отнес бы его на особенности жанра. Я даже порадовался бы за современный кинематограф. Надо же – сняли качественное кино, по-новому раскрыли избитую тему домов с привидениями.

Теперь же, после прохождения тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, я совершенно точно понимаю, что этот сериал, «Американская история ужасов», несмотря на все его художественные достоинства, способен оказать губительное воздействие на некоторых зрителей. Под яркой оберткой скрывается бомба замедленного действия.

Причём, бомба эта способна взорваться в головах тех, кто похож на главных героев сериала. Речь идёт о людях со звуковым вектором, преимущественно – о подростках. А «взрыв» – это акт суицида, на который этот фильм способен толкнуть некоторых из них.

Американская история ужасов

В сериале «Американская история ужасов» разворачивается множество событий, которые сконцентрированы вокруг необычного дома. В дом переехала семья из трёх человек – муж, жена и их дочь Вайлет. Супруги хотели сбежать от проблем, спасти свои отношения, которые рушились как карточный домик. Родители заняты невнятными попытками сберечь брак, дочь предоставлена сама себе. Пожалуй, именно Вайлет является одной из центральных фигур фильма.

Она может целыми днями сидеть в своей комнате, ей не очень-то интересно в школе, у неё нет друзей. Вернее, не было – до момента появления необычного юноши, Тейта, который, по совместительству, получает сеансы психотерапии у её отца-психолога.

Если попытаться разобрать Вайлет по векторам, то звуковой вектор в ней виден отчётливо. А родители орут друг на друга. И в школе никто её не понимает. Где смысл жизни, который так ищут звуковики? Где тишина? Где человек, хотя бы один, который мог бы стать проводником в реальный мир? Ничего этого нет.

Разве что, есть друг -  Тейт, который оказывается бывшим массовым убийцей. Он – тоже звуковик. И хотя в итоге дороги Тейта и Вайлет расходятся, Тейт, как можно судить, по-своему счастлив.

Обстановка в доме накаляется. Вайлет оказывается на пороге суицида…

Если кратко сформулировать сюжетную линию, касающуюся Вайлет, смысл, который непременно попадёт в сознание тех, кто этот фильм смотрел (особенно это касается звуковиков, им ведь понятны состояния героини), то получится, что самоубийство – это реальное решение всех проблем. А на самом-то деле это не так.

Смысл, идея, которые несёт этот фильм, губительны для подростков-звуковиков. По равенству свойств они очень хорошо поймут состояние одного из центральных персонажей – Вайлет. И не исключено, что кто-нибудь из них, в момент отчаяния встанет на тот же путь, что и она, ожидая впереди новую жизнь и решение проблем.

Но, пройдя точку невозврата, пережив за предсмертные минуты или секунды всю тяжесть и непоправимость своего решения, они просто исчезнут. Уйдут в пустоту. Не оставят после себя ничего, разрушив попутно жизнь близких, любящих их людей.

Кто смотрит фильмы ужасов?

Обычные потребители фильмов ужасов – это зрительники в страхе. Пожалуй, классика зрительных фильмов ужасов – это кино о Фредди Крюгере, это «Зловещие мертвецы» и прочее подобное. В таких фильмах обычно нет глубоких идей. Там есть лишь отвратительно выглядящее (но – притягательное для определенных людей) содержимое.

Фильм, о котором идет речь, позиционируется как ужасы, но, если смотреть на него объективно, там есть лишь несколько сцен, показывающих именно те ужасы, за которыми охотятся некоторые зрительники. Всё остальное – это качественно снятый психологический триллер, где главное – сложный, интересный и непредсказуемый сюжет, рассуждения о смысле жизни.

Если абстрагироваться от идей, которые несет в себе фильм, мы имеем прекрасно снятое кино, с интересными, запоминающимися, объемными актёрами, с нетривиальным сюжетом. Фильм, несмотря на всю свою фантастичность, получился очень живым. Всё это делает его опасным для ненаполненных звуковиков.

Кстати, если уж говорить о суицидах, вызванных современными СМИ, зрительникам тоже угрожают некоторые фильмы. А именно, это те, в которых самоубийство (вернее, обычно – попытка самоубийства) преподносится как нечто развлекательное. Герои фильмов, после попытки повеситься, болтаются на веревках, с которых их успешно снимают, после чего все живут долго и счастливо.

Насколько я знаю, мало кого в реальной жизни вынимают из петли полностью здоровым и жизнеспособным. Даже если человек провисел несколько секунд. Такой образ формирует в голове зрительников идею о том, что самоубийство  - это прекрасный способ привлечь к себе внимание. Но это далеко не так. Попытки самоубийств нередко оканчиваются «удачно». Бывают и случаи, когда, например, от вида демонстративно изрезанных рук истеричного зрительника получает инфаркт кто-нибудь из его близких.

Кроме того, для зрительников характерны самоубийства, что называется, за компанию. Например, за компанию со звуковиком. Достаточно взглянуть на ленты новостей, чтобы понять, что детский и подростковый суицид – это реальная, стоящая во весь рост, проблема современности. Именно поэтому хорошо бы ограничить в  подростковой аудитории просмотр фильмов, заигрывающих с темой суицида.

Конечно, проблему суицида это не решит, но, по крайней мере, уменьшит негативное влияние на неокрепшую психику подростков. Причём, речь идёт не только о фильмах ужасов. Порой и в совершенно безопасной с виду комедии может проскочить сцена, вызывающая ошибочное восприятие попыток суицида.

Понимаю, что сегодня очень сложно что-либо ограничивать, но если вы будете понимать, о чём, на самом деле, те или иные фильмы, возможно, сможете оградить своих детей от них. Но это – лишь второстепенная мера. Есть очень сильное, почти стопроцентное средство от подростковых самоубийств. Что же это за средство?

О тяжёлой статистике и поисках решения

По официальной статистике ежегодно в мире кончают жизнь самоубийством более миллиона человек. По неофициальной – около четырех миллионов. Неудачных попыток суицида – около девятнадцати миллионов… Страшные цифры год от года растут. Всё это означает, что понимание проблемы суицида до сих пор недоступно ни широким народным массам всего мира, ни властям предержащим…

Мне понимание сущности суицида принесли тренинги по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Именно это позволяет видеть в безобидном, казалось бы, фильме его истинную, губительную для некоторых людей, сущность. Позволяет понимать довольно простые и понятные правила воспитания звуковиков. А ведь правильное воспитание – это то самое сильнодействующее средство от самоубийств. 

Меня зацепил один из диалогов, прозвучавший в «Американской истории ужасов». В нём психолог Бен Хармон признается своему бывшему пациенту Тейту в том, что психоанализ не помогает решать проблемы. К сожалению, то, что он говорит, можно отнести и на реальную жизнь.

Если бы классический психоанализ по-настоящему работал, проблема самоубийств была бы давно решена. Да и не только самоубийств. 

Не буду приводить здесь многочисленные цитаты, подтверждающие мои слова. Поищите в Интернете, что, на государственном уровне, говорят о причинах самоубийств, о педофилии, о других тяжёлых пороках общества.

Итак, вот он, этот диалог:

Бен: …Впрочем, я тоже обманщик. К твоему сведению, психоанализ не помогает.

Тейт: Не помогает? Почему же люди к вам ходят?

Бен: Потому что не хотят брать на себя ответственность за свои жалкие жизни. Они нам платят за то, что мы слушаем словесный понос и внушаем им, что они особенные.  И могут винить своих дур-матерей за глупости, что они натворили. Знакомая песня? Это не лучше рэкета. Неделю за неделей, месяц за месяцем, год за годом мы берем деньги, понимая при этом, что никому не помогаем. 

Позволю себе заметить, что новейший психоанализ, представленный системно-векторной психологией Юрия Бурлана, способен раскрывать сущность вышеупомянутых явлений, а значит – решать проблемы, с ними связанные. Системно-векторная психология работает и помогает. Я убедился в этом сам.

Заметка написана с использованием знаний, полученных на тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

30 комментариев:

  1. "Неделю за неделей, месяц за месяцем, год за годом мы берем деньги, понимая при этом, что никому не помогаем." - слова, которые четко обрисовывают состояние современной психологии. Пришло время нового подхода к пониманию человеческой психики. Новые знания может дать только системно - векторная психология Юрия Бурлана.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наталья! Да, всё так и есть. Но главное, что есть возможность решать проблемы с помощью системно-векторной психологии.

      Удалить
  2. Класс!
    Скажу просто: расставлены все (ну, или почти все точки над "1") в плане природы этого явления..!
    А ведь вовремя не "наполненный" звуковой вектор заставляет задумываться о суициде и в зрелом возрасте...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Природа этого явления очень непроста, по мне, так еще расставлять и расставлять точки. А вовремя неразвитый звуковой вектор может толкнуть своего обладателя на последний шаг и в детском, и в подростковом возрасте. Надеюсь, моя заметка позволит хоть немного сдвинуть баланс от суицида к жизни.

      Удалить
  3. Александр, спасибо за статью! Очень интересный разбор. Жаль только, что ограничить подростков не получится - родители обычно на работе, да и не будут они слушаться ограничений. Есть выход - рассказать им о звуковом векторе, об их нехватках, объяснить им их миссию в этом мире. А миссия звукового вектора очень возвышенна и ответственна: поиск духовных корней милосердия.
    Я с ТВ боролась просто: у нас его давно нет в доме. Но есть Интернет, и дети смотрят кино там. Или у друзей. Накапливаются страхи, а в анальном векторе еще и обиды. Тяжелейшая звуковая депрессия не видна снаружи: внешне всё благополучно. Я узнала о суицидальных мыслях у дочери только в процессе пересказа лекции по звуковому вектору. Сейчас этих мыслей и близко нет, активно развивается зрительный вектор, звуковой тоже - получает призы на конкурсах за свои стихи. Много пишет, играет в ансамбле.
    А так... всё могло бы закончиться очень печально...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за интересный рассказ! Подростков, по большому счёту, не нужно ограничивать. Их надо правильно воспитывать, тогда, даже посмотрев подобное кино, они не получат от его идей каких-то подтверждений своих мрачных мыслей. Но, с другой стороны, если в воспитании допущены ошибки, то всё это вместе - и фильмы, и внутренние состояния, может сложиться в гремучую смесь. Очень рад за вашу дочь! Хорошо, что вам удалось направить её в правильное русло.

      Удалить
  4. Ох, Александр, умеете заинтриговать... Наверняка, на предстоящих выходных рискну посмотреть фильм.
    Как-то раньше я не очень любила подобные фильмы ,больше детективы. Но когда приступила к написанию статьи о зрительных страхах, решила посмотреть один-другой, чтобы проникнуться ,так сказать, попугаться... Когда же стала смотреть, то сознание само стало делать системные выводы. В общем, все стало намного интереснее - и фильмы, и жизнь.
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, спасибо! Смотреть кино по-системному очень интересно. Как правило, если автор наблюдателен, если персонажи взяты из жизни (и, конечно, многие другие условия соблюдены), мы получаем системное кино. Такие фильмы и раньше было увлекательно смотреть, а теперь - и подавно. А когда не складывается системный анализ, обычно и фильм не очень получается. А еще - можно, что называется, "читать фильмы между строк".

      Удалить
  5. Совсем недавно, пару месяцев назад, скачала этот сериал и... не смогла смотреть. Не знаю, почему, но он мне показался невыразимо скучным... Проглядела "по диагонали"... Но вот слова о том, что психоанализ не помогает - это помню. Разумеется, не помогает. Ведь кто, как не сам человек, сможет лучше всех психоаналитиков разобраться в самом себе и самостоятельно решить проблемы? Разумеется, научившись мыслить системно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, только сам человек способен в себе разобраться, находить в себе ответы на свои же вопросы и жить своей жизнью. Спасибо за отзыв!

      Удалить
  6. отличная статья! у меня есть зрительный вектор, но я не люблю фильмы ужасов, не наполняюсь этим страхом.. по-другому посмотрела на показ суицидов в фильмах, действительно, подмечено очень четко, что это привлечение внимания для зрительников в стрессе.. но картинки из фильмов очень часто отличаются от реальности, в жизни не все быстро и красиво, легко заканчивается, бывают очень тяжелые последствия.. я до сих пор помню в ужасе картины, которые случайно увидела в криминальной хронике, когда была подростком - стоит перед глазами этот ужас иногда, при воспоминании, поэтому психику зрительникам нужно поберечь...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Наполнение страхами - признак нехваток в зрительном векторе, поиск страха вместо любви. Соглашусь с вами - психику зрительников нужно беречь, но ограничения в чём-либо - это временная мера. Зрительников нужно развивать в сторону сострадания и любви, и чем раньше начнётся такое развитие - тем лучше. Ведь зрительник, который выведен в состояние сострадания, не будет воспринимать экранный суицид как руководство к действию. А зрительник, которого не воспитывали правильно, вполне может, в тяжёлый для себя момент, попытаться привлечь таким образом к себе внимание. Последствия этого очень печальны.

      Удалить
  7. Увы, режиссеры и авторы сценариев при создании нового фильма думают уж никак не о душах подростков, а лишь о зрелищности, новизне. Важная тема, спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Да, к сожалению это так не только в кинематографе...

      Удалить
  8. Да, меня всегда удивляло пристрастие некоторой части зрителей к такому жанру. Александр - новейшая наука Системно - векторная психология, безусловно раскладывает по полочкам всех зрителей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, раскладывает по полочкам и позволяет каждому понять себя. Ведь самопознание - это самое тяжелое. Но, вооружившись системными знаниями, можно много интересного узнать о себе. И, как результат, сделать свою жизнь лучше.

      Удалить
  9. Скажите, Александр, а с собой кончают только звуковики и демонстративные зрительники?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, нет, не только. В сущности, любого можно довести до самоубийства. А звуковики и демонстративные зрительники - это лишь самая заметная и значительная часть. Группа риска, так сказать. Читал интересную статистику на тему самоубийств - есть мнение, что какая-то часть смертельных и нелепых аварий на дорогах, где погибает один человек (вылетел с моста и т.д.) - это тоже суицид. И таких ситуаций ещё очень много. Но таких людей именно ДОВОДЯТ до самоубийства. Так что многие способны покончить с собой.

      Удалить
  10. Спасибо, Александр!
    Я тоже никогда не понимал людей, которым нравятся фильмы ужасов. Как-то пару раз посмотрел эти "шедевры", так, в качестве ликбеза, - и все: желание приобщаться к такому "великому" как-то само по себе пропало (да и не было его особо, как говорил герой известного фильма).
    У меня была знакомая девушка - она просто зачитывалась подобной литературой.
    Романтизация суицида - бред полнейший. А главное - преступный, Вы совершенно правы. Знаете, я как-то слышал/читал великолепное изречение на эту тему, описывающее в деталях физиологические процессы, происходящие с тем же висельником (самопроизвольное опорожнение кишечника, мочевого пузыря и т.д.). Прекрасная иллюстрация "романтизма". Плюс, как Вы правильно отметили, возможные физические и психические последствия неудачного суицида.
    Вот, что нужно выпячивать в кинофильмах! Вот, на чем следует заострять внимание и делать акцент! Чтобы у зрителей возникало отторжение самой этой идеи! Не окутывать самоубийство романтикой мистической дымки, а показывать всю грубую, страшную и реальную картину! Очень хочется назвать вещи своими именами, но воздержусь - все и так понятно (та реплика, о которой я говорил, как раз и содержала текст без купюр - потому и выглядела очень доходчиво). Так, чтобы слышать и смотреть этим зрительникам невозможно было! То есть бить зрительников по их слабому месту!
    Со звуковиками сложнее. До этих желательно достучаться. Просто в Вашей статье прозвучало, что ненаполненные звуковики могут воспринять этот фильм, как руководство к действию (я правильно Вас понял?). Честно говоря, мне этот тезис показался немного сомнительным. Или Вы имели в виду, что он направит их размышления не в то русло?
    Кстати, как считаете, наш рецепт для зрительников, окажет влияние на людей со звуковым вектором? Чем их, на Ваш взгляд, можно пронять?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алексей! По-моему, подобные фильмы прямым руководством к действию не послужат, но смогут занести в сознание людей, склонных к суициду, идею того, что самоубийство может каким-то образом привести их к новой жизни и к решению проблем. Произойти это может через понимание звуковиками проблем главных героев. По поводу показа реальных самоубийств и подобных сцен - это мысль интересная, но выглядит всё это слишком ужасно, даже человеку с нормальной психикой это смотреть невозможно. Мне как-то раз попался фильм "Лики смерти" - я пару раз нажал на перемотку, да и избавился от этого, смотреть не смог - там показаны сцены реальных убийств, самоубийств, аварий. Такое не станут показывать в фильмах. А то, что показывают - это сказки, которые доверчивые зрительники считают реальностью, за что и платят своими судьбами. Я так думаю, что наш рецепт для зрительников на звуковиков не повлияет. Видимо, чистый звуковик будет совершенно спокойно смотреть на реальные сцены самоубийств, и это его не тронет. У него ведь более глубокие проблемы. Его способны пронять идеи. Звуковикам надо развиваться, наполнять свои нехватки, тогда проблема суицида отступит сама собой.

      Удалить
  11. Серьезные Вы темы поднимаете. С какими только темами нынче не заигрывают кинематографисты, не задумываясь о последствиях.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Наталья. Они играют, а общество способно пострадать от этих игр.

      Удалить
  12. Ольга Чугурян15 мая 2012 г. в 16:37

    Как четко выразился Бен "...никому не помогаем". Но только реальные "целители" человеческих душ никогда в этом не признаются. Да и люди не так легко поверят в то, что все это полная ерунда по сравнению с тем, что дает новая мало кому пока известная системно-векторная психология Юрия Бурлана. Однако, она работает! Еще как работает, а значит будущее за ней и только за ней!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласен, Ольга! Будущее за системно-векторной психологией. И самое главное - в том, что она действительно работает и помогает делать жизнь лучше.

      Удалить
  13. Отличная статья.
    Да. Я вот никогда не думала. что можно совершить самоубийство за компанию, по принципу Вертера.
    Но статистика удручает. Люди готовы прыгать с моста, лишь бы не решать своих проблем.
    К сожалению, это факт.
    Но нельзя запретить никому сделать суицид, не дав ничего взамен.
    Сейчас есть системно - векторная психология и она реально может заменить многое в голове человека.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, самоубийство за компанию - не редкость. Особенно это касается впечатлительных зрительников в страхе, которые эмоционально связаны с суицидально настроенным звуковиком. К тому же, ситуация осложняется тем, что с темой суицида играют в кино, это формирует некий положительный образ, который может сыграть очень злую шутку с теми, кто этот образ воспринимает. Запретить нельзя - можно дать инструмент анализа, понимания себя. И системно-векторная психология отлично подходит на роль такого инструмента.

      Удалить
  14. Приветствую, уважаемый Александр!
    Кто смотрит фильмы ужасов - это еще большой-большой вопрос. Понятно, что человеку с неокрепшей психикой лучше этого не делать, да беда в том, что наших детей (подростков и не только) в первую очередь убивает телевидение. Посмотрите, любые новости начинаются с какой-нибудь чернухи, которую истошно преподносят дикторы. А про что-нибудь хорошее - где-нибудь в конце и очень мимоходом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Дмитрий! С фильмами ужасов, конечно, нужно еще разбираться. Ведь смотрят их очень разные люди и по разным причинам. А про телевидение - полностью согласен. Где-то слышал такую историю, деталей не помню, смысл заключается в следующем. Где-то в провинции открылся театр. Руководство решило позвонить на телевидение, пригласить, чтобы сняли сюжет. А там говорят - вот если бы театр ваш сгорел - мы бы приехали. А так - что тут интересного. Конечно, нельзя сказать, что всё телевидение такое, но тенденция такая есть. Новости вообще невозможно смотреть. А помимо новостей что. Массовое осмеяние проблем. Однообразные фильмы о преступниках и полицейских. Спасибо большое за отзыв, Дмитрий! Навели на размышления.

      Удалить
  15. Люблю психологические триллеры с элементами ужастика, что бы будоражило кровь, но только не типа фильмов о Крюгере. Согласитесь, что американское кино, иногда, более интересное по сюжету, чем наше, отечественное. Я уже телевизор смотреть не могу - сплошные ментовские войны и герои-одиночки, типа лесника, смотришь и поражаешься, как на одно маленькое поселение столько бандитских разборок, количество которых и для Чикаго многовато.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, соглашусь с вами. Я ведь в материале и не пишу, что кино плохое, пишу лишь, что оно может представлять некоторую опасность для некоторых людей. Сам люблю хорошие фильмы - с интересным сюжетом, хорошей игрой. И жанр тут отходит для меня на второй план, важны впечатления. Перечислю несколько кинолент, которые мне особенно понравились в последнее время, возможно, они покажутся интересными и вам. Итак, это "Похититель тел", "Другие", "Babycall", на мой взгляд - отличные фильмы. К сожалению, современные российские фильмы (не говорю, что все, говорю о тех, что вижу, изредка оказываясь у телевизора) поражают безвкусицей и шаблонными сюжетами. Вы это очень правильно подметили. У российского кинематографа богатое наследие, очень люблю наши старые фильмы, это позволяет надеяться, что настоящее кино будут еще снимать и у нас.

      Удалить