воскресенье, 25 марта 2012 г.

Послемрак: звуковое пророчество


В одной из заметок я уже рассказывал о творчестве Харуки Мураками. Сегодня мы продолжаем эту тему. А именно, буквально на днях мне посчастливилось прочесть «Послемрак». Это сравнительно небольшое произведение. Небольшое – в печатных страницах, но не в смысловой нагрузке.

Для меня, после множества прочитанного, он выглядел как очередной интересный закоулок, которыми полны романы Харуки Мураками. Читая другие его вещи, я воспринял их атмосферу, и «Послемрак» поэтому видится мне одной из его историй, дополняющих ту вселенную, части которой предстают перед нами в его романах.

Я уже писал, что занимаюсь системно-векторной психологией Юрия Бурлана. И «Послемрак» - отличная иллюстрация тех опасностей, которым подвержены обладатели звукового вектора в современном обществе. Более того, я склонен видеть «Послемрак» не как рассказ о частной жизни нескольких японцев. Нет, Мураками, как это свойственно большим творцам, даже если говорит о частном, раскрывает очень общие и очень важные вещи.

Сны Эри Асаи

В романе несколько главных героев. Один из них это город. Город в романе «напоминает огромный живой организм. Или даже несколько организмов, сплетенных в единое тело. Кровь без устали циркулирует по бесчисленным сосудам, и тело постоянно меняет клетки. Рассылает свежую информацию, стирает устаревшие данные.» А еще город находится в предчувствии чего-то непостижимого. Об этом говорит его «тоскливый, монотонный гул».

Я уже говорил, что Харуки Мураками – яркий пример звуковика. Герои его – практически поголовно обладатели звукового вектора.  Город тоже можно назвать звуковиком, учитывая его сравнение с живым организмом.

В центре романа – девушка Эри Асаи, которая спит вот уже два месяца. Началось всё, по словам ее сестры Мари, с того, что Эри однажды сказала за ужином: «А сейчас я пойду и буду долго-долго спать».

Мари размышляет о таком поведении сестры, обсуждает это со случайно встреченным человеком, человеком без имени, уборщицей в лав-отеле, избравшей себе заменитель имени «Букашка». Эта самая Букашка говорит ей в ответ на рассказ о сестре: «Я, конечно, не знаю никаких подробностей. Но, по-моему, твоя сестра должна была мучиться от какой-то большой проблемы. Такой, которую она в одиночку ни решить, ни даже понять не могла. И тогда она залезла в постель и убежала в свой сон. Подальше от этого мира и этой проблемы. Кажется, я ее хорошо понимаю. Словно сама в ее шкуре побывала…». Что же это за проблема?

Попытаемся понять это из продолжения рассказа Мари о сестре: «Двадцать один год. Студентка колледжа. Такой частный колледж, где дочек богатых родителей обучают секретарскому пилотажу. Факультет социологии. Хотя социология, по-моему, ей до лампочки. Просто закинула документы в подходящий вуз – и сдает экзамены абы как, лишь бы в итоге диплом получить. Иногда мне на карманные расходы подкидывает, а я за нее рефераты пишу. Еще моделью подрабатывает в журналах, а то и актрисой на телевидении».

Вроде бы всё нормально. К тому же, Эри была красавицей, пользовалась всеобщим вниманием. Но, очевидно, не это ей было нужно. Это – лишь внешняя, заметная другим часть Эри. Внутри ее что-то терзает. Немного приоткрывается истинное лицо Эри в разговоре Мари с Такахаси – музыкантом, который хочет стать юристом, и, интересуясь Эри, увлекается Мари.

Такахаси рассказывает Мари о случайном разговоре с Эри: «Пока она со мной общалась, все время таблетки принимала. Самые разные. Ее сумочка от «Прады» только что не по швам трещала от упаковок. Пьет со мной «Кровавую Мэри» и таблетки глотает – одну за другой, как орешки к пиву. Я понимаю, что препараты легальные, но если пожирать их в таких количествах – ей-богу, добра не жди…». Звуковичка Эри пытается заглушить свои внутренние вопросы лекарствами. Как и многие другие звуковики.

Он продолжает рассказывать: «что бы я ни сказал, ее сознания это бы все равно не достигло. Как будто между нами проложена какая-то прозрачная губка. И пока мои слова доберутся до ее ушей, эта губка высосет из них то, зачем они сказаны. Она ведь не слушает смысла  того, что ей говорят. До нее долетают лишь обрывки этого смысла. И когда она отвечает на эти обрывки, разговор выходит еще бессмысленней… Очень странное чувство».

«Понимаешь… Чем дольше я сидел и слушал твою сестру, тем страннее себя ощущал. Сперва это чувство было не очень внятным, но постепенно делалось все отчетливей. Как бы сказать… Ну, что меня в ее реальности не существует . Она сидит прямо передо мной, но в то же время нас разделяет пять-шесть километров.»

Всё указывает на то, что Эри была некоторое время на грани срыва. Она, по воле романиста, избрала путь полной изоляции от общества, уснула. В этом сне есть огромный смысл – это еще не самоубийство, до которого доводят других звуковиков их ненаполненные желания, но уже и не жизнь.

Здесь мы рассмотрели лишь одну, хотя и очень важную, сюжетную линию романа. А их в нём множество. И каждая из них - целая жизнь. Целый мир. Они все складываются в единую общую картину. В итоге, у меня такое ощущение, что Харуки Мураками, возможно, сам того не осознавая, писал роман-предупреждение. Роман притягательный и глубокий, но этот роман – не пустая игра слов и образов, не стоит обманываться. Это – предупреждение о том, куда может привести человечество невнимание к глубинным проблемам. А учитывая всё то, о чём сегодня кричат ленты новостей, я предложил бы считать этот роман, написанный в 2004-м году, еще и романом-пророчеством.

Поговорив о романе, задумаемся о тех явлениях в современном мире, параллели с которыми очень чётко в нём прослеживаются.

Что происходит со звуком в наши дни?

Сегодня всё, что связано со звуковым вектором, находится под ударом. Современное общество так устроено, что большинство звуковиков чувствуют себя в нём нелегко. Начинается всё с неправильного воспитания звуковых детей. Им нужна тишина, возможность вслушиваться в эту тишину, возможность развиваться. А им не дают тишины. Их считают заторможенными. Их пытаются лечить.

Звуковик, любой, некоторые коррективы в это утверждение вносит наличие других векторов, занят постижением смысла жизни. Общество не даёт им инструментов для такого постижения. Они даже понять не могут толком, что им на самом деле нужно. Отсюда – шквал самоубийств. Почитайте новости хотя бы по России. Подростки летят в окно. Государство не знает, что с этим делать, кстати.

Здесь же и изоляция от мира, попытка утопить свои нехватки в наркотическом сне. Здесь же и движение хикикомори, людей, не выходящих из своей комнаты, один из девизов которых: «чем больше спишь – тем больше хочется». Когда звуковиков мучают нехватки, ненаполненность их желаний, они так или иначе уходят от мира. Такой уход в виде добровольного летаргического сна, прерываемый лишь редкими и весьма странными путешествиями в некую комнату к человеку без лица, в комнату, за окнами которой лишь пустота, показан в романе.

«Никто на свете не знает, что я здесь… » - так думает Эри Асаи, находясь в другом мире, в мире своих грёз. Так же думает бесчисленное количество звуковиков. Но дело-то в том, что вывести их из этого иллюзорного, затерянного мира можно. Можно их спасти и вернуть к реальности, разбудить. Наполнить смыслом их жизнь.

Я уверен, что системно-векторная психология – это как раз тот инструмент, который позволит обществу понять звуковиков. И помочь им жить полноценной жизнью. Я не теряю надежды на то, что со всем тем, что происходит со звуковиками в современном мире, можно справиться.  Кстати, и Харуки Мураками, очевидно, тоже не теряет надежды: «Ведь эта ночь только что миновала. И до прихода следующей у нас еще есть какое-то время»

Заметка написана с использованием знаний, полученных на тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

31 комментарий:

  1. Среди самоубийств звуковиков наверное меньше чем анальников. Вешается все же больше народа чем прыгает с высоток.
    Вот интересная ссылка по которой можно кое- очем судить. Мало, но предположения сделаны.
    http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/SAMOUBISTVO_SUITSID.html?page=0,6

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Самоубийства - невероятно важная тема в наши дни. Спасибо большое за ссылку. Я собираюсь подготовить большой материал по самоубийствам, мне эти материалы очень интересно будет посмотреть. Вешаются, кстати, анальные звуковики. Прыгают уретральные - это как типичное проявление. Зрительники пугают (иногда "удачно") самоубийствами. Довести до самоубийства можно любого, но вот звуковое самоубийство - это отдельная тема, самоубийство как оно есть, ради избавления от тела. Именно звук доминирует в романах Харуки Мураками, и именно такие мысли приходят мне, когда его читаю.

      Удалить
    2. В окно бросаются уретральные звуковики, а вешаются - анально-звуковые.

      Удалить
  2. Много смыслов?
    Александр! А вот Вам не приходила в голову мысль о том, что на вектор или даже вектора, пусть это будет и звуковой вектор, оказывает большое влияние менталитет, в котором вектор существует? Но если это влияние имеет место и значительно, то и проявляться звуковой вектор в одном ментаритете будет по одному, а в другом - существенно по-другому.
    При всем уважении к Вам, а особенно к Юрию Бурлану (он-то ни при чем, когда речь о том, как мы мало знаем - Юрий Бурлан знает, а вот мы еще нет), думаю не имеет большого резона делать выводы в деле, которого еще не постигли. Нет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юрий! Обобщать идеи, которые поднимает Харуки Мураками, разглядывать их через призму системно-векторной психологии, проецируя, скажем, на Россию, мне позволяет тот факт, что системно-векторная психология - это универсальное знание о человеке. И, если говорить о звуковиках, то они сейчас по всему миру испытывают схожие нехватки. И схожим образом себя ведут (с незначительными коррективами на ментальность, наличие других векторов, особенностей воспитания). Самоизолируются от общества. Уходят в суицид. Постижение любого знания - это не результат. Это путь. Чем больше узнаешь, тем дальше видно, тем сильнее понимаешь, как мало знаешь, и тем сильнее хочется узнать больше. И если на этом пути у меня появляются какие-то идеи, которыми мне хочется поделиться с другими людьми, которые, как мне кажется, способны обратить внимание людей на какие-то животрепещущие проблемы (например, как в этот раз - через творчество Харуки Мураками) - я делюсь ими. Просто потому, что не могу это удержать в себе.

      Удалить
  3. Cогласна, звуковикам сейчас очень трудно, особенно маленьким. В современных школах, где зачастую в классе больше 20, а то и 30 детей, звуковику невозможно реализоваться. Да, есть возможность домашнего обучения. Мне кажется, это хороший вариант для таких детей. Но, увы, родители и учителя расценивают такой вариант как наихудший. А зря.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень трудно. И общество должно понять это, осознать важность проблемы. Это не значит, что других проблем нет, но звуковики в наше время среди особенно страдающих. Хочется привлечь внимание к этому вопросу, сделать мир лучше.

      Удалить
  4. Все больше и больше возникает желание ознакомиться с творчеством Мураками!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рекомендую :-). Похоже, скоро прочту что-нибудь новое, да и старое надо бы перечитать. Почитаете - пишите - интересно :-)

      Удалить
  5. Спасибо, интересная статья, звуковиков стало легче понять, мне тоже захотелось прочитать книгу Харуки Мураками «Послемрак».

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рад, что Вам понравилось! Приятного чтения! Я сам в последнее время весьма заинтересовался вопросами звукового вектора, разбираюсь с ним по всем направлениям, и творчество Харуки Мураками очень даже интересный материал для размышлений. А Вы читали еще что-нибудь Мураками?

      Удалить
  6. Какая проникновенная статья - спасибо за доставленное удовольствие. Проблема развития детей со звуковым вектором на сегодняшний день стоит очень остро. К огромному сожалению, нам нечем наполнить их вечно пересохший "кувшин знаний", а это порождает огромную нехватку. Заполнить пустоту во что бы то ни стало - и вот уже звуковичку ставят диагноз "компьютерная зависимость", "наркотическая зависимость", депрессия, шизофриния... Они уходят от нас в свою реальность, а мы только бессильно разводим руками, не зная что делать.

    ОтветитьУдалить
  7. Прочитала с интересом. Боюсь, Мураками не в курсе про звуковиков:). А вот описывает их хорошо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня тоже такое ощущение. Но он звуковик. И его герои - тоже. И проблемы поднимает звуковые. И образы подбирает сильные, гораздо более глубокие, чем может постичь читатель, не знакомый с системно-векторной психологией.

      Удалить
  8. У дочки во дворе была подружка - уретральная звуковичка. Хулиганка, оторви и выбрось, но добрейший человек, всё на отдачу. Всех спасала, помогала чем могла, все беспризорники у нее дома тусовались. Дочку спасала от пристающих мужчин, лет 40 и старше. Так вот, была - это потому что БЫЛА, умерла в 14 лет. Алкоголизм, токсикомания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эх, безумно жалко таких людей. Удержали бы её, поняли бы - ведь столько радости себе и миру могла бы принести. А так - ушла... А понимали бы её, обращались бы с ней правильно - жил бы человек. Спасибо за отзыв! Надеюсь, общество поймёт наконец-то, проблемы звуковиков и научится их решать.

      Удалить
  9. "Звук" - как много в этом слове...
    Думаю рано или поздно большинству из нас придёт понимание о людях с данными природными желаниями. Хотелось бы конечно - раньше, могли бы спасти от сведения счётов с жизнью множество людей.
    Пишите и далее, спасибо за пост.

    Rustem Ph.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Рустем! Звуковой вектор в последнее время мне очень интересен, хочется разобраться и хочется обратить внимание общества на проблемы, характерные для этих людей. Хочется найти пути решения этих проблем. Буду писать - держать эти размышления в себе не могу.

      Удалить
  10. Да мне тоже очень инересны звуковики, и после твоей статьи захотелось почитать Мураками, давно я ничего интересного не читала

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надеюсь, будет интересно! И полезно - там звук повсюду, в таком уходе в звук, думаю, его легче понять.

      Удалить
  11. Звук - вершина пирамиды. Так хочется, чтобы все звуковики были развиты и реализованы! Пишите, Саша!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, Спасибо! Звук требует еще огромного количества исследований. Буду писать!

      Удалить
  12. Отличный разбор, Александр!
    Просто превосходно.
    "Послемрак" читала.
    Книга захватила своей мощью. Мураками мастер описаний звуковых состояний.
    Спасибо, что вернули меня в воспоминая)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена! Надеюсь, вместе мы внесем вклад в избавление звуковиков от их тяжелых нехваток. Сам с огромным удовольствием прочитал.

      Удалить
  13. Ольга Чугурян27 марта 2012 г. в 10:53

    Отличная статья! Пробрало. А от этого желания впасть в вечный сон веет такой безысходностью. Надо бы прочитать "Послемрак"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга! Книга замечательная, непременно почитайте. Безысходностью веет - это точно. Помочь бы ей, разбудить...

      Удалить
  14. Тема тяжелая, но очень важная для тех еще не подошел к последней грани.Кто подошел, им уже не до чего. Состояния бывают тяжелейшие. Звуковой вектор не самый лучший подарок судьбы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, тема непростая. Звуковой вектор - это подарок судьбы, но только если он развит и реализован. Как, впрочем, и другие вектора. Везде свои плюсы и минусы.

      Удалить
  15. описываемые чувства очень даже знакомы
    но Мураками не читала, как-то руки не дошли
    хотя ужасов и бреда мне и по жизни хватает

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По мне, так Мураками, наоборот, успокаивает, даёт хороший настрой. Если всё же почитаете - расскажите - как Вам показалось.

      Удалить