воскресенье, 27 мая 2012 г.

Как воспитывать вождя?


Первобытный вождь вел стаю в будущее. На его плечах лежала ответственность за каждого. И эта ответственность заставляла его постоянно искать способы выживания во враждебном мире.  Вождь должен был мгновенно реагировать на любую угрозу. Он должен был обеспечить безопасность и развитие стаи любой ценой. Даже ценой собственной жизни.

Законы, правила – всё это не для него. У него один закон – врождённое чувство ответственности за всех, кто встал под его знамя. Животный альтруизм делает его тем, кто он есть.

Времена человеческих стай давно прошли, но вожди были, есть и будут среди нас. И если у вас родился маленький вождь – к нему нужен особенный подход. Какой же?

Пользуясь инструментарием системно-векторной психологии Юрия Бурлана, я могу дать ответ на этот вопрос.

Прирождённые вожди – это люди, обладающие уретральным вектором. И именно о воспитании таких детей мы сегодня и поговорим.

Кто он?

Наш сегодняшний герой – вождь по рождению. Во дворе этот ребенок – ядро компании. Остальные дети тянутся к нему, всегда готовы участвовать в любых его авантюрах.

Если в семье этого ребенка пытаются подавить, сломать – в детском возрасте он окажется предводителем дворовой шайки хулиганов, которую сам же и создаст. Если ему дают гармонично развиваться – вполне возможно, что в вашем дворе объявится не шайка малолетних хулиганов, а нечто вроде «Тимура и его команды».

Чувство защищенности, комфорта в семье очень важно для любого ребенка. Если родители, в ощущениях ребенка, не гарантируют его безопасность, у него бессознательно включается архетипичный сценарий выживания. Вождь в таком состоянии будет воевать с миром. В детстве выражая себя хулиганскими действиями, и, если ситуация не изменится, вполне может уйти в криминал, когда повзрослеет.

Верх протеста уретрального ребенка – это побег из дома.

Если запереть такого ребенка в комнате за провинность, он найдёт способ сбежать оттуда – даже со смертельным риском для жизни. Он, в конце концов, подожжёт эту комнату, чтобы начавшаяся суматоха помогла ему выбраться.

Для уретральных детей характерна одна особенность. В состоянии тяжелого стресса  они могут выражать протест, справляя малую нужду, скажем, в тех самых ненавистных комнатах, куда их пытаются запирать. У этого, как может показаться, хулиганского, действия, есть глубокий первобытный смысл. Он, опять же, становится понятным, если взглянуть на поведение наших далёких предков или любых животных. Вождь метит территорию – чтобы чужие знали, что им здесь не рады, и чтобы свои понимали, что в пределах помеченной территории они в безопасности.

В школе такого ребенка нередко награждают диагнозом «гиперактивность». Порой педагог может даже посоветовать родителям обратиться к врачу. Ну а врач выпишет антидепрессанты, нейростимуляторы… И вместо здорового, счастливого вождя, тянущего в будущее других людей, мы в итоге получаем задушенного лекарствами страдальца. А ведь всё, что нужно – правильный подход.

Безусловно, ведущую роль в воспитании ребенка, любого, не только обладающего уретральным вектором, играют родители. Обычная их ошибка заключается в том, что они, не понимая свойства ребенка, действуют «наугад». Они либо применяют к нему те методы воспитания, которые хорошо действовали на них, либо воспитывают его так, как воспитывали их. Они пытаются испытать на нём какие-то «универсальные» техники воспитания, вычитанные в книгах. Иногда это работает, иногда выручает родительское чутьё, но нередко методы воспитания не совпадают с особенностями ребенка. В итоге – масса промахов.

Таких промахов позволяет избежать системное дифференцирование типов характеров людей. Глубоко понимая свойства собственного ребенка, каждый родитель сможет найти к нему единственно правильный подход, безошибочно развить в нём именно те свойства, которые  заложены в ребенка самой природой.

Как найти к нему подход?

Самое главное в воспитании детей с уретральным вектором – не мешать им развиваться, лишь слегка корректируя этот процесс.

Уретрального ребенка можно стимулировать далёкими и значительными целями. Вот, например, знакомая многим родителям ситуация с утренним завязыванием шнурков.

- Не хочу шнурки завязывать, - говорит ребенок, когда мама собирает его в садик.
- Послушай, ведь хочешь стать самым лучшим космонавтом на свете?
- Хочу!
- А космонавты должны уметь всё на свете!

Если перед нами уретральный ребенок – такой приём подействует на него безотказно.

Следующий приём – нужно взывать к его ответственности за других людей. Не нужно запрещать ему, нужно показывать ему, как возможные негативные последствия его поступков могут повлиять на других людей.

Похожий приём заключается в признании того, что он – особенный. Ведь в его сознании это так, и бороться с этим бессмысленно. Он должен понимать, что то, что от него хотят, не сможет сделать больше никто.

Если вам достался такой малыш, отличной линией поведения с ним будет следующая. Представьте себе, что перед вами – маленький царь, а вы – регент при нём. Помните это сравнение в любых ситуациях, и вы всегда найдёте с ним общий язык.

Особое отношение у уретральников с похвалой. Любое выражение одобрения его действий должно исходить снизу вверх. Обычно похвала исходит сверху вниз, а такого отношения он, по природе, принять не способен. Он подсознательно чувствует нарушение ранга, и, в итоге, от традиционной похвалы можно получить обратный эффект.

Если тот ребенок, который завязал-таки шнурки, увлеченный далёкой и прекрасной целью космического будущего, услышит: «Как же прекрасно ты завязал шнурки, ничего лучше в жизни не видела», - в следующий раз он завяжет их еще лучше. Он изобретет новый способ завязывания шнурков, в конце концов. А если он получит в ответ на свои усилия: «Молодец, хороший мальчик», как бы не оказались к вечеру эти шнурки изрезанными на мелкие кусочки. Безусловно, здесь важны не только слова, но и то, как они произнесены.

Предложенные приёмы являются базовыми во взаимодействии с уретральными детьми. Они, как легко можно проследить, исходят из понимания их глубинных свойств. Главное, что следует помнить – перед нами вождь, и обходиться с ним нужно соответствующим образом.  Поговорив о взаимодействии с этими детьми, рассмотрим вопрос школы. Школа – нелегкое испытание в жизни любого ребенка. И уретральные дети – не исключение.

Вождь в школе

Ребенок с уретральным вектором вполне может прекрасно учиться – но лишь по тем предметам, важность которых он внутренне ощущает. По тем предметам, которые, нужны ему для будущего.  Тут он может быть лучшим. В других же областях – вряд ли. В лучшем случае – заниматься ими «для галочки». Не надо пытаться сделать из него круглого отличника по всем предметам. Это не его. Правильнее будет выделить предметы, которые ему наиболее интересны и помочь ему с ними, «под шумок» подтягивая до приемлемого уровня и другие предметы. В избранных областях он способен пойти очень далеко.

Следует со вниманием отнестись к классу, в котором учится ребенок. Если перед нами вождь, то появление в классе второго вождя может иметь некоторые последствия. В любом случае это приведет к расколу класса – часть останется со старым вождём, часть «переметнется» к новому. Но если в классе присутствуют девочка, обладающая кожно-зрительным смешением векторов, между вождями может развернуться настоящая война.

Корни этой войны заключаются в том, что именно кожно-зрительная женщина является природной парой уретрального мужчины. Вождь чувствует непреодолимое желание добиться её внимания, и никто кроме другого вождя не способен составить ему достойную конкуренцию. А вот если два вождя хотят достичь одной и той же цели – это уже может быть опасным.

Избежать подобного можно, лишь внимательно наблюдая за структурой класса. В крайнем случае, ребенка можно перевести в подходящий класс в другую школу или попросить директора школы по-другому сформировать классы. Понятно, что это очень непросто, но ради собственного ребенка можно и постараться.

Каким он будет? Зависит от вас

Мы рассмотрели здесь основные положения, касающиеся воспитания детей, имеющих уретральный вектор. Системный подход позволяет чётко дифференцировать таких детей и находить правильные методы взаимодействия с ними.

Уретральник, которому не мешали развиваться, которого понимали, в будущем вполне возможно станет великим, или, по крайней мере, значительным человеком.

Если же попытаться сломать такого ребенка – вероятнее всего он уйдёт в криминал. Там он тоже может добиться многого, но уже, как вы понимаете, со знаком «минус». И во многом от родителей зависит – в «плюсе» или в «минусе» окажется судьба их ребенка.

Заметка написана с использованием знаний, полученных на тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

19 комментариев:

  1. Ужасно интересно было бы такого маленького вождя наблюдать в жизни и посмотреть, как эти рекомендации работают

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если заметите такого, расскажите пожалуйста, будет очень интересно. Люди это редкие, но очень нужные обществу. Как, впрочем, и другие.

      Удалить
    2. Александр, у меня растёт маленькая вождица! Дерзкая, не любит, когда ее без спроса обнимают! У неё ещё много векторов, но я не во всех пока уверенная, было бы здорово разобраться в этом вопросе вместе))) Я прошла два уровня, но видимо не все осело, на тот момент у меня доча ещё маленькая была, мозг был на другое настроен...Я не могу войти через своё имя..меня зовут Ирина Холодкова, я есть в контакте, да и у наших в друзьях я есть.

      Удалить
  2. Интересный ребенок.... но не для системно мыслящих родителей он очень сложен: неуправляем, взбалмошен и на все имеет свое собственное мнение. Сгубить жизнь такого малыша можно так же легко, как и звуковика - неправильным воспитанием. Но эти личности нам очень нужны - сильные, развитые, реализованные. Спасибо за интересную заметку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Еще бы, он очень яркий и сложный. Собственно говоря, ведь любого можно сгубить неправильным воспитанием. Но на нём это особенно остро проявляется.

      Удалить
  3. Лучший друг сына как раз относиться к этому вольному вектору. Родители с ним еле справляются. Послала им в "Одноклассники" ссылку на вашу статью. Очень доходчиво в ней всё. Может прислушаются

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, надеюсь, они смогут с помощью моего материала найти общий язык с сыном.

      Удалить
  4. Саша, потрясающие рекомендации. Просто, понятно. Готовая инструкция, которую легко применять на практике. Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна! Только, пожалуй, это даже не инструкция, а обращение к родителям таких детей. Просьба к ним, чтобы задумались и обратили внимание на особенности маленьких вождей. А иначе - беда.

      Удалить
  5. Хорошо показаны все аспекты воспитания вождя.
    Нелегко взрослым снизу вверх смотреть на ребенка, но, если хотят ему счастья, то придется. Тем более, что они с детства уже кажутся взрослыми и готовыми взять всю ответственность на себя. Надо просто это увидеть...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Системно мыслящий взрослый совершенно естественным образом будет так общаться с уретральным ребенком. Даже если сам взрослый - уретральник.

      Удалить
  6. Спасибо, всё очень понятно и убедительно.
    Конечно, такие дети очень трудные. Но родители должны помочь им состояться. Иначе "поможет" улица.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, на родителях - вся полнота ответственности. Улица всегда готова помочь, но у родителей есть все возможности для правильного воспитания детей.

      Удалить
  7. Да, уретральный вектор - само по себе статистически редкое явление... А если учесть все "социальные сложности", через которые проходят маленькие вожди, ну, или там, будущие Брунгильды, то их жизнь с самого рождения крайне сложна. Но только им суждено перевести человечество на качественно иную ступень социальной эволюции...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У них непростая жизнь. Она яркая, но часто, из-за их природных особенностей, короткая. К тому же таких детей пытаются оглушить медикаментами, что очень и очень плохо. Гармонично развитые люди, направленные в верное русло - не только уретральники - это залог эволюции всего человечества.

      Удалить
  8. Спасибо, Александр!
    Хотел уточнить несколько моментов.
    Вы там про космонавтов упомянули. Как думаете, стремление к героическим профессиям - это тенденция, присущая уретральникам? Ведь кожник по определению боится рискованных предприятий. Анальник тоже, тяготеет больше к тылу...
    "Верх протеста уретрального ребенка – это побег из дома."
    Вы полагаете, эта форма протеста присуща только уретральным детям? Ведь что такое побег? Это бунт. Просто не в силах изменить ситуацию, ребенок пытается избежать тем самым давления. Это у кожника психика гибкая, но и то, может сигануть, если так ему будет выгоднее спасти свою шкуру. А у анальника? Да, ему комфортнее в "пещере", но если допекут... Не про такие ли случаи говорят "нашла коса на камень"?
    "Ребенок с уретральным вектором вполне может прекрасно учиться – но лишь по тем предметам, важность которых он внутренне ощущает. По тем предметам, которые, нужны ему для будущего. .... Правильнее будет выделить предметы, которые ему наиболее интересны и помочь ему с ними, «под шумок» подтягивая до приемлемого уровня и другие предметы."
    Тут два вопроса.
    Во-первых, а если у него нет тяги ни по одному предмету? Ведь не секрет, что многое зависит от преподавателя. Бывает так, что двойки-тройки по всем предметам, а потом ррраз - и вмиг пробудился интерес: появился человек, способный увлечь пацана. Вот как нащупать то, что интересно мальчишке?
    И второе. Как быть, если ни математика с физикой, ни язык с литературой, ни другие важные для дальнейшей жизни предметы, пацана совершенно не интересуют? Что за вождь-то будет такой безграмотный?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алексей! Отвечаю на вопросы.
      Героизм - это уретральное. Он ведь спасает человечество. Или исследует никому пока не известные дали. Ему неведом страх. Помню, слышал, что когда анализировали останки лётчиков, шедших на заведомо смертельный таран, обнаруживали, что в этот момент они были абсолютно спокойны.

      В детском возрасте побег - это бунт. Это уход в неизвестность от семьи. Кожник, скорее, приспособится. А анальник никогда не побежит. Куда ж он денется от какой-никакой, но, всё же, пещеры. От своей комнаты (или от любого своего угла). У него страх перед будущим, да еще и перед неизвестностью. А у уретральника нет страха. Вперед - в незвестность. Он сможет приспособиться. Другой вопрос - как он это сделает. Вполне возможно побег из дома уведет его в криминал.

      Про интересы. Я так полагаю, что предметы как таковые тут вторичны. Первична какая-то основная идея, какая-то основная глобальная цель, которую могут проявить в нём родители. Ведь ребенком надо заниматься, а если родители не бросают ребенка на произвол школы и улицы, интересы непременно выявятся.

      Про безграмотного вождя. Опять же, раннее воспитание играет роль. То, что предмет "Русский язык" неинтересен еще не говорит о будущей безграмотности. Всё, опять же, сводится к целям. Если вождь будет понимать, что для того, чтобы стать лётчиком ему нужны четвёрки и пятёрки в аттестате - он постарается и сделает. Вообще-то это очень индивидуальный вопрос. А на самом деле, грустно смотреть на людей, не обязательно уретральных, которых в своё время "упустили", что называется. Ведь в наше время, например, без высшего образования человеку почти невозможно найти хорошую работу. А если человек не приучен учиться, он не сможет нормально развиваться, например, в очень многих профессиях, где залог успеха - постоянное самообразование. С другой же стороны, хотя здесь я рассматриваю уретральный вектор в как можно более чистом виде, современные люди ведь полиморфны. В итоге вполне может получиться, что снизу - уретра, сверху - звук и зрение. И такому человеку многое будет по плечу, и главный вопрос здесь - что ему самому будет интересно, а если глубже - чем, в ранний период воспитания, смогли его заинтересовать родители.

      Удалить
  9. Отличные рекомендации по воспитанию маленького вождя. Осталось только научиться определять этот вектор в ребенке. А еще сложнее заставить себя правильно обращаться с ним, чтобы добиться понимания. Это может быть очень сложно - все время снизу вверх. Родителям проще приказать, накричать, чем постараться показать малышу его уникальность.
    Мой крестник уретрально-зрительный, 4 года, мама в отчаянии, не знает как его приструнить. А он только и знает, что все углы во дворе метит. Маме объяснила, что хорошо, что только во дворе пока. В общем понять она поняла, но вот на деле очень сложно с таким сорванцом сладить. Но я всегда стараюсь помнить, что ребенок есть ребенок и хоть и знаешь все приемы как и с кем надо обходиться, но он все равно остается маленьким зверенышем и пока не подрастет много требовать не стоит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На мой взгляд, Ольга, родителям в любых ситуациях с любыми детьми может помочь системное мышление. Не придётся себя заставлять - всё будет совершено естественно. Ребенок ведь рождается с архетипичными качествами, и задача родителей - правильно развить. В случае с уретральниками всё немного сложнее. Тут задача - не навредить, немного направляя, помочь развиться.

      Удалить